«ХаРа» «Мерячение» (Sketis music)

Мерячение – то самое состояние, которое ищут жрецы, маги, психоделисты, да и что там, порой все иы – спограничное остояние отключения и проникновения, соединения с иным миром. Эскимосы называют его зовом Полярной звезды. Ну да, ну да. Абаканская группа «ХаРа» (со старославянского «улыбка Бога») идёт по этому пути – сквозь блюз, славянские или даже праславянские напевы и тувинское шаманство.

«Пум-пум» какого-то очень большого барабана фиксирует на себе внимание, хочется вслед за возникшей откуда-то сбоку флейтой виться вокруг этого звука. Бухающий звук тувинского барабана «кенгирге» остается главным, он, как и прочая этническая перкуссия Артема Аксенова, заставляет двигаться словно вокруг костра в тайге, неотступно и неустанно. Постепенно становится всё более заметной роль импровизации. Отвечает за летающие, стелящиеся и мерцающие звуки Эдуард Погодин (Леший) – вокал, пелгусий, домовинка, калюки. Он сам делает струнные и духовые древнерусские инструменты, ему и импровизация – в ноты. Александр Медведев (Darky), который играл в проектах Gen-Dos и Ug-Shig  –  talkbox вокал, миди, гитары и синтезаторы – расширяет звуковой мир альбома, показывает, как далеко его границы отстоят от основы, которую создаёт кенгирге.
То, что всё – на фоне казу, кенгирге, калюки – звучит на русском осознаётся не сразу. Но когда осознаётся, солнышко за окном становится ярче. «Сторонушка», «волюшка», «реченька» – что-то знакомое плывёт в словах и интонациях, что-то такое, что ощущается, как вечное. Но аналог оказался ближе, ведь всегда от того, что делает Дмитрий Ревякин хотелось кричать: Сибирью пахнет! А и правда , подиж ты, вот оно! Новый язык ищется в Сибири, оттуда и шаманские ритмы и мелодичность, знакомая по песням «Калинова моста». Тут же всплывает тень еще одного неторопливого волшебника – Джей-Джей Кейла с его «тулса-саунд». А Ревякин пел на его мелодию «Девочку летом», причём удачно. Получающееся сплетение символов и звуков оказывается и неожиданным, и очень устойчивым, эти эстетики словно всегда росли рядом, а не пришли в «ХаРа» из разных веков и с разных континентов.
Приписка ан конверте «live in studio» бурю аутентичности на альбоме несколько прибивает, но форму происходящего передаёт. Альбом записан сразу, всё это звучало внутри музыкантов, а теперь стало слышно и снаружи. Кажется, что даже видно, как они заходят в студию, садятся в темноте по углам и, не глядя друг на друга, начинают делать волшебство., крутят свой шаманский ритм, импровизируя, улыбаясь и кивая друг другу в «лучших», понятных только им, местах..
Сибирский психоделик-рок – так определяется стиль группы и тут не поспорить. Альбом принципиально нетороплив, гланое в нём – атмосфера. Не скажем – мысль, этой музыке удалось дистанцироваться от размышлений и выводов, да в общем-то и от чувств – по буддийски – тоже. Тут играют не настроения, а их смена, не грусть, допустим, а её цвет, запах, воспоминание о ней. Нвоый синтез, основанный на повторении главного и мипровизации на несказуемом, удалась. Хочется опять возвращаться к Ревякину и, не торопясь, думать о том, что он тоже знает эту волшебную ноту. Медведев же рассказывает про «ХаРа» – «Мы просто полностью отключаемся от реальности и играем…»
Верю.

Tags:

Comments are closed

Архивы