Виталий Калгин «Цой. Последний герой современного мифа» (РИПОЛ классик)

Книга открывает новую эпоху в истории стиля. Дело в том, что её автор никогда не видел героя своего труда. Для биографии это нормально, но для отечественного рока 80-х это важный этап, ведь дальше будет только так. Документально-исследовательское издание – так определен жанр очень нехудого, основательного тома, который, очевидно, имеет немалый и фанатско-подарочный смысл.

Увесистая книга богата иллюстрациями, у издания ясная структура — шесть тематических частей, которые посвящены изложению фактов, но не выяснению причин событий. Уникальные материалы поддерживают огонь фанатской любви, необходимый для торговли мерчем. В тексте попадаются и напрягают парадности/банальности типа  «…глубокую мысль, что каждая песня Цоя — это песня о любви и свободе…» или «выдающихся представителей отечественной рок-музыки». Книга грамотно выводит музыку Цоя из продвинутых источников — от Talking Heads и New Order, но не занимается поэтическим осознанием прошлого, её задача информация, что и обидно, и иравильно. Причины происходившего в душах и внутренний мир артиста, анализ его отношений с «продюсерами» не тема этого труда. Зато приведены масскультурные частности, например, схема аварии, детали драк и судебных разбирательств. Мнение книги — герой погиб в борьбе шоу-бизом! Улыбнёмся? Для автора этот шоу-биз — естественная среда, то, что это была отравленная Зона для предыдущего поколения, понять неоткуда, связи – ментальные и информационные — почти не сохранились. Одобрение участников событий — музыкантов группы «Кино» и сына Цоя получено. The Show Must Go On.
Большая часть книги – фрагменты интервью — труд не самый креативный, но непростой и встречающийся всё чаще. Издание претендует на полноту и предупреждает о наличии разных мнеиий. Они и правда, разные, но не непримиримые, бурные споры и конфликты, вроде бы, остались в прошлом. Итоговая же оценка издания упирается и в наиболее интересный рецензенту раздел «Альбомы», который представляет собой, увы — просто разворот, на котором удобно разместилась официальная дискография группы без «раритетов», допусим «Отделения Выход», без видео, без бутлегов. Рассказы же про работу над альбомами вынесены в специальный раздел, там они размазаны по времени и касаются более хождений и отношений, чем музыки или технологии.
Оказывается, сущетсвует профессия – «исследователь творчества Виктора Цоя и группы «Кино». Или, может быть, это звание? У автора нашей книги Виталия Калгина уже были издания по теме, в том числе, такое основательное, как «Виктор Цой» в серии ЖЗЛ, что для музыканта, представлявшегося современникам звездой контркультуры, звучит странно, были тексты к буклетам и т.п. То есть, в компетенции и информированности автора сомненй быть не может. Но Цой, Цоюшка – был предметом реальной и большой любви в 80-е годы. Он был своеобразен и обособлен – и внешне, и музыкально. Автор книги принадлежит следующему поколению, для него реальность – Стена Цоя, а не случайно услышанный у знакомого и пробивший все стенки в мозгу альбом «Кино».
Закончу рецензию одной, уже как-то рассказанной историей. В 90-х годах соседский пацан попросил записать ему «панк». С уважением отнесясь к начинающему меломану и его формирующимся предпочтениям, я всё же поинтересовался, что же он имеет ввиду. Услышав: «Виктор Цой и группа «Кино», я отложил в сторону The Clash и «Сектор Газа». Сосед не мог знать, что путь Цоя лежал и через панк-тусовку Андрея «Свиньи» Панова. Книга обстоятельно начинает рассказ именно с этого, но связи эстетик и поколений волнуют её мало. А тот, бытовой случай, служит для меня границей восприятия музыканта. Будем анализировать сами — сколько же в нём панка – теперь?
Стандартна идея, что он герой — «последний», что время жанра прошло. Есть и вопрос, на который книга отвечает волной позитива, которая сама по себе доверия не вызывает – будет ли Виктор интересен будущему? Задача книги при этом формулируется понятно и наивно: показать «…каким Цой был на самом деле». Ну-ну… Для книги Цой – звезда из прошлого, миф, маска, идол, для предыдущих поколений – это музыка в стареньком плейере и разрушенный публикой лужниковский партер. Точек тут ставить не будем, но если вдруг какому-то читателю покажется, что ответы на эти вопросы не найдёны, что ж, зато все остальные вопросы этот том закрывает наверняка.