Прагматичный разбор Эйфелевой Башни и Чертова Колеса в одном флаконе от первых, главных и лучших рок-прорабов нашей Родины.
Гениально-креативный, хотя и нарочито отстраненный шедевр от Ивана Соколовского и Алексея Борисова дал понять, разумеется, тем, кому дано понимание, что русские рокеры не только рвут на груди тельняшки и не настраивают гитар. Тогда они вряд ли думали, что работают на бесконечность. Но и никогда не отрицали этого факта. Нынешний релиз окантован таким количеством интереснейшего сопутствующего аудио и видеоматериала, что потреблять его следует без суеты, без нервов, не отвлекаясь также на еду и питье. Ну, если чуть-чуть.
А чем, собственно, на полезны «Кислоты»? Если без эмоций? Да ничем таким особенным. Если не считать того факта, что это был уникальный готик-индастриал-опус, сравнимый с лучшими западными образцами, вроде Throbbing Gristle или Faust, но с оригинальной русской, точнее, московской душой. Очередной привет вам, рокеры с берегов Невы и предгорий Урала! У нас-то и по сей день ничего подобного не сыщешь.
Короткие песни – это не для «Ночного Проспекта». Строительство прекрасного, но жестокого подразумевает масштаб. Опенер «Остатки сомнений» с поющей, временами подвизгивающей гитарой во вступлении, фирменным клавишным басом и рваным ритмом, лишь добавляющим настроения в духе «похоже, всем нам каюк». Синти-имитатор ксилофона стучит точно костью по костям, органчик на заднем плане разверзает пасть Левиафана. Баллада-макабр «Мне не нужна информация» вроде бы дает надежду: а может, обойдется? Постепенно она даже переходит в роботическую плясовую с роскошным гитарным соло. Ан нет, оказывается и тут не все спокойно. «Мне не нужна информация, просто я умер давно». Триумфально-погребальный марш «Наденем пилотки» убивает последние ростки надежды. Длиннющая, но от этого не менее авангардно-милая заглавная вещь поднимает апокалиптические вибрации до уровня кипения. Конструкция воздвигнута, можно начинать разрушать.
Добрались и до бонусов, два студийных «Шумный город» и «Свобода крестьян», оба раздумчиво-атмосферные, насколько это возможно в «проспектовской» эстетике. С отдельными воплями, атональными стрингами (поддельным струнным квартетом, а не трусами для блондинок) и лид-гитарой где-то в дали. А концертных бонусов целых четыре, среди которых особенно сердечна «Морская болезнь» с романс-гитарным перебором и затейливым сэмплом древних клавишных. Завершает CD подспудно «джапановская» притча «Бегство из города».
Самое незабвенное, а именно визуальную часть, кстати, на секундочку, первое официальное видео «Проспекта», издатели оставили на потом. Основная корпускула бонусном DVD – редкий концерт в ЦМТ. Как тут не вспомнить стихотворение Шпаликова: «Будет мама молодая, и отец живой…» В смысле, возвращаясь в середину 80-х, когда Иван Соколовский нас грешных еще не оставил, а Борисов – суров и одухотворен. Оставляя ощущение великолепия и индустриализации всей страны, «Кислоты» на видео накачивают энергетикой; возможно, поэтому, версия короче студийной. Зато как ладно выглядят Соколовский и Борисов на фоне и советского, и не очень интерьера – без улыбок на лицах. Далее – клипы! С ними у группы было не густо. А тут сразу 4 штуки; сделаны они были хоть и практически на коленках, но с душой и рукой мастера. Мощна нойзовая «Abyss», а что у нас такое «Абисс»? Правильно, бездна. «Voice» же приносит еще один глоток могильной прохлады. Завершается DVD фрагментами интервью, снятого в 1987 году для немецкого фильма «Давай рок-н-ролл». Как истинно столичные интеллектуалы, Соколовский и Борисов сотоварищи говорят мало, но словно Беня Крик, смачно. И если нас спросят – «А может, не надо было все это издавать?» – ответим – «Это вас не надо, а без них нет и не будет русской музыки». Заезженное слово «нетленка» – вот она!
Comments are closed