Герои панк-рока по средам, ч.92: Pussy Riot (Россия)

Став звёздами благодаря политическому скандалу, «Pussy Riot» были обречены на несерьёзное отношение к своей музыке — куда важнее было, что эта группа стала одной из немногих в мире, подвергшихся тюремному заключению за своё творчество. Но если с политическим контекстом в данном случае всё понятно, известно и разжёвано до молекул, то о музыкальной стороне дела пока что писали намного меньше, а жаль.

Немногочисленные композиции коллектива сделаны очень квалифицированно и с отличным знанием, если можно так выразиться, контркультурных трендов. С одной стороны, это признак профессионализма, с другой — добровольный уход в довольно узкие рамки.

Напомним основные установки. Все участницы группы действуют анонимно, скрывая лицо цветными балаклавами. Придумывают себе ничего не значащие псевдонимы, которыми часто меняются. Вместо концертов и альбомов проводят выступления в непредназначенных для этого местах (крыша тюрьмы, Лобное место на Красной площади и т.п.), после чего вывешивают документальную фиксацию своего перформанса в Интернете, причём музыкальная часть доводится до конечного результата уже в студии. Так как в отдельных песнях слышны щелчки метронома, можно предположить, что уличные выступления проходят в формате не просто гитара плюс вокал, а «минус» плюс гитара плюс вокал (это вполне логично). Стилистически музыка повторяет наиболее непритязательные мотивы панк-хардкора (судя по всему, нью-йоркского разлива) и является не более чем аккомпанементом для выкрикивания радикальных лозунгов.

Скажу честно: в своё время на меня это произвело колоссальное впечатление. До «Pussy Riot» я и представить себе не мог панк-концерт на крыше тюрьмы! При этом «Pussy Riot», на мой взгляд, почти никогда не понимали правильно. Когда они дословно воспроизводили практику западных панк-движений, все считали их сторонниками российской оппозиции. Когда группа пропагандировала феминизм, их судили за оскорбление православных чувств. Что и говорить о том, что довольно продуманные аранжировки, музыкальные цитаты из западных панков и классический веер политических воплей никто и не подумал рассмотреть с точки зрения мировой контркультурной традиции, приняв, хоть и за чудовищное, но стихийное российское явление. Взяв в качестве объекта подражания панк-феминистское движение «Riot Grrrl», «Pussy Riot» создали мало кем понятый фанфик, в котором из собственного вклада были только кислотные колготки и балаклавы (и то не факт). Проникнуть в массовую культуру страны, космически далёкой от американской контркультуры, можно было только одним способом: объявить войну окружающей реальности, а потом принести себя в жертву этой войне. Но говорить, что «Pussy Riot» стали от этого более понятными, всё же не приходится.

Сейчас «Pussy Riot» продолжают свою деятельность, но после освобождения из заключения ничего принципиально нового им придумать не удалось, и их востребованность снова приобрела локальный характер — внутри радикальной и феминистской тусовки. Однако, они остаются, по сути, единственной по-настоящему звёздной русской панк-группой, появившейся после «Гражданской обороны» — причём по-прежнему полностью некоммерческой и абсолютно самостоятельной в своей акционистской деятельности.

{youtube}YDDela4jNto{/youtube}