Телевизор «Отчуждение» (Геометрия 1989/2005/2014)

Эпическая элегия зеленоградского рок-критика на тему «откуда есть пошла волна русская». «Отчуждение» должно было стать третьим альбомом питерских нью-вейверов, а стало… даже сложно сказать каким.

За четверть века, улетевшую со времени записи этого шедевра, так и не встретившего в свое время своего слушателя, включая и его создателей(!), в музыкальной жизни случилось катастрофически много всего. И именно спустя 25 лет вышел аудио-опус, к которому мистер-телевизор Михаил Борзыкин неожиданно решил вернуться в 2005-м, будучи абсолютным мэтром. Издание – уникально: два диска, первый – запись с оригинальной мастер-ленты, другой заново, радикально записанный. Причем нежному, но мощному мастерингу подверглись оба.
Об уникальности «Отчуждения» можно говорить долго и певуче. К работе над ним группа приступила после масштабных европейских гастролей. Всегда тяготевшие к «волне», музыканты, по ту сторону границы, столкнулись с ней, и это не фигура речи, живьем. Воодушевленные, полные энергии, а главное творческих идей, они сделали все за рекордные двадцать дней. Звучит как сарказм, но происходило это в студии Кардиологического Центра в Москве. Возможно, этим объясняется особая сердечность звучания.  Но альбом тогда издан не был и Борзыкин, со временем, решил перезаписать его заново. С иными аранжировками и настроениями.
Идея выпустить сразу два варианта альбома – весьма плодотворна. Для тонких знатоков — повод поупражняться в фразеологии и поспорить с себе подобными в кафешках на Китай-городе (они сейчас заменяют дискуссионные кухни советских времен). Для простых любителей – проследить, как менялся стиль и настрой команды в самое непростое для нашей Родины время. И ощутить себя обладателем утерянных страниц рукописи, в которых и говорится, собственно, под каким камнем зарыто сокровище.
Возьмем для сравнения три очень ярких вещи: заглавную, «Не плачь» и «Потребитель». Во всех композициях 2005-го темп исполнения ниже, чем в оригинале. Уровень присутствия живых инструментов практически сведен к нулю. Звук более яркий, более модерновый, но одновременно более холодный. В пульсирующей «Дети уходят», римейке хита с предыдущего «Отечество Иллюзий», саунд откровенно обжигает космическим холодом. «Потребитель» к тому же, лишившись характерной гитары, из фанка превратился в шаффл пополам с регги. Автору этих строк ближе «Отчуждение» прошлого века. Больше аутентичности и горящих глаз.
То, что креативилось в Кардиологическом центре, пришлось на расцвет новой волны; ну, хорошо, хорошо, немножко за него перевалив. То, что Борзыкин создал в своей домашней студии в середине нулевых, а мы услышали в середине десятых, не иначе, как ретро не назовешь. Музыка, однако движется по спирали, и скорее всего этот стиль снова станет по-хорошему модным. А «Холод», «Вера» и «Пластмасса» будут актуальны всегда. Можно только радоваться, что материал с альбома еще с конца 80-х активно исполнялся на концертах, спокойно, но твердо доказывая, что «нью-вейв по-русски» есть, и очень-очень хорош. Подтверждение тому – то, что мы держим в руках и ставим в плеер.