С.К.А. «Gegen Acht» (Геометрия, DVD, 2009)

Рассудочные впечатления от одного из самых эмоциональных концертов в истории нашей неформатной музыки. Без политики, но со свободой, красотой и героизмом. «Gegen Acht» — запись выступления Союза Коммерческого Авангарда, а именно так расшифровывается С.К.А., в Германии в переводе означает «Против Большой Восьмерки».

Правильнее было бы сказать «напротив»: выпущенное на DVD лайв-священнодействие было записано в городе Росток, в порту, превращенном в культурный центр, с видом на шикарный отель, где тогда как раз проходил саммит. Так что никакого политического подтекста и протеста формально релиз не несет, в нём есть разве что прекрасная свобода самовыражения, которая в искусстве всегда — протест. И, благодаря мудрым стараниям наших и немецких товарищей, вы, как говорят в Одессе, имэетэ вэщь!
 А что же такое С.К.А. ? На сей раз точно не заводной пост-африканский ритм, пришедший с берегов Ямайки. Это действительно союз нерушимый двух неутомимых экспериментаторов — Николая Рубанова и Михаила Берникова. Первый укрощает саксофоны и колдует с электронными звуками, второй – поет, разговаривает и издает всевозможные звуки. Сочиняют они вместе, хотя их произведения рождаются, как правило, спорадически, на стыке шаманского транса и холодной виртуозности. Рубанов известен, прежде всего, как действующий участник «Аукцыона», хотя перечислить все его проекты физически невозможно. С.К.А. – его любимое, хотя и не совсем здоровое дитя; таким и достается основной запас родительской нежности.
Парадокс: чем реже самобытная и реально талантливая группа появляется у нас на радио и телеэкранах (типа, неформат!), тем чаще выступает за кордоном. И не перед бывшим нашим народом, а перед искушенными местными меломанами. С.К.А. в этом отношении – яркий пример: на Gegen Acht отчетливо видно, с каким мистическим восторгом народ воспринимает саунд-камлание артистов из Питера. Не хочется никого обижать, но российские съемки, мягко говоря, серьезно уступают тому, что было запечатлено на стоящем на приколе судне «Stubnitz». Не качество исполнения, оно всегда на высоте, а в уровне его передачи. Создателям и издателям «Gegen Acht» удалось не только показать и во всей красе раскрыть уникальную манеру игры Рамиля Шамсутдинова (тромбон), Виталия Кучерова (гитара), Кирилла Клюшина (бас) и Алексея Иванова (ударные), но и датт возможность оценить артистизм обоих фронтменов.
С первой же вещи «Маленькие бронзовые тарелочки» задается неповторимое настроение элитной дурки. Завораживающий звук класса люкс, нужный свет, выверенное развитие композиции и очень своеобычное поведение лидеров в бликующих одеждах. Причем Рубанов – совершенный экстатик, а кудрявый Берников – скорее хитроумный городской сумасшедший, с обертонами Гаркуши и Пригова.
Дальше – больше. «Пицца» и «Лупа» нагнетают градус позитивной агрессивности. Равно, как разнообразие телодвижений музыкантов. Берников, к примеру, буквально прилипает губами к микрофону, хотя руки, ноги и все остальное буквально пульсирует. «Танцующий аккорд» начинается с полушепота, в котором на удивление отчетливо различимы слова: «твои молодые коленки/намерен я целовать». Рубановский саксофон здесь более близкий к классическому джазу, но длится нехватка авангарда не слишком долго. Меняется на нечто латинистое ритмика, танцут не только Николай, но и его инструмент.
Что такое стиль? Не путайте с жанром: джаз, фанк, соул, сальса, фристайл, биг-бит, этно и т.д., щедро приправленные импровизацией и флиртом с атональностью – это про С.К.А. А вот стиль, это когда всего ровно столько, сколько просит душа. И мозг тоже. И с этим у них тоже хорошо. Финальная «Кураж» — квинтэссенция релиза. Мощная электронная поступь, скрежещущая гитара. Сначала создается впечатление, что Рубанов что-то потерял на сцене. Нет, нашел… Вокал Берникова достигает апогея: с поросячьими подвзвизгами, иногда переходя на некие оренбургские женские стенания. Постепенно подмешивают некую ближневосточную гармоническую тему. И тут все – занавес! В воздухе – ощущение свободы и счастья. Или это лишь кажется при просмотре DVD?