«#austriantime» (Мелодия)

Слышал не раз, что музыканты считают унизительным, когда их творчество привязывают к конкретным образам, понятиям, смыслам. Настоящая музыка, она обо всём, о душе, и словами её эффект не формулируем — как и наши души. Но альбом «#austriantime», хотя и позиционируется, именно, как набор иллюстраций и имеет коммерческий подтекст, вышел далеко за формат рекламной музыкальной открытки.

Год туризма России и Австрии – тема от альтернативного мышления далёкая. Но «#austriantime» внезапно объединил вектора – шумливый туризм и актуальную технологию, современную музыку и прекрасную природу. Он не похож на стандарты подобных изданий, но соответствует, конечно, желаниям отразить страну, и хорошо провести время — «для себя». Какую музыку выбрать в Вене, как сувенир «на память»? Разнообразных Штраусов, Моцарта? Диско-звёзд Gilla,Supermax, Falco? Останется ещё целая звуковая австрийская вселенная, в которой будут великие — от Гайдна и Шуберта до Брукнера, Малера и Шёнберга. Музыка альбома неожиданно оказывается — вне этого выбора, ей удаётся быть разнообразной, но «другой». Собрание произведений, ассоциированных с Альпийской республикой, создали молодые креативные российские композиторы — это и объясняет выпуск CD у нас.
Программа записана «Новым Московским Ансамблем» в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Первым в трек листе идёт Партита для кларнета, скрипки, альта и виолончели, которую написал Кузьма Бодров. Поначалу тут, словно стоит невдалеке и смотрит за происходящим Франц Шуберт. Затем звучит музыка современная, но с «органным» влиянием, строгая, немного чопорная, классичной красоты, она посвящёна «Прекрасной земле Бургенланд».
Санжар Байтереков предлагает непростую для восприятия композицию «outlines of [Steiermark]» для скрипки, альта, кларнета, виолончели и электроники. В основе не просто города Штирии, но числа — значения их высот  над уровнем моря. Это шаг на зыбкую территортю «продвинутости» и не все тут мирно и ровно. Внешняя умиротворённость соседствует с внутренней взвинченностью, за которую отвечает синтезированный саунд. Навязчивый зуд, звон, кажется, он — в голове, вступает квартет, подхватывает и несёт настроение дальше. Музыканты, после концерта, показывали партитуры, написанные без нот, это путь изменения – и создания, и записи, и исполнения музыки.
Анна Ромашкова – «Partly cloudy» для скрипки, альта, кларнета, виолончели и фортепиано — эмбиентный, прозрачный звук, музыка капели и перешёптывания сфер. Повод для вдохновения — Верхняя Австрия, Альпы, легенда, место силы и красоты.
Денис Хоров, музыкальный куратор проекта, представил пьесу «Музыка для себя. Вена» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано, которая возвращает классическую, постбетховенскую эстетику. Ожидаемая в финале тема – столица Вена, прекрасная и в чём-то трагическая.
Внимание #austriantime сконцентрировано на природе и культуре. Эти мотивы присутствуют в оформлении – лицевая обложка застлана пасторальной дымкой, а внутри диджипака – ясные и прекрасные горы. Диапазон образов задан точно.
Ещё одним моментом, связанным с актуальным общением музыкантов и зрителей, стала визуальная составляющая концерта,  наследовавшая идеям Александра Скрябина, в музее которого прошло представление релиза. Световая партитура альбома показалась несколько декоративной, есть примеры более креативных работ в этом жанре, но совмещение активной визуализации с академической музыкой требует, конечно, особой бережности.
Диск изготовлен на заводе «Сони ДАДС» – эта технология, знакома у нас и в связи с давними дисками, печатавшимися в Австрии, а относительно недавно, — уже с отечественным производством. Кристальный саунд альбома, при его разнообразном звучании, достоин особой отметки.
Задача стояла, конечно, и утилитарная – реклама туристического направления, хотя, казалось бы, что тут рекламировать — реноме Австрии, как среди богатеньких, так и среди обычных россиян очень высоко. Буквально на днях, странным отзвуком альбома, довелось случайно услышать диалог двух парней. Они обсуждали, как можно уехать на заработки в Европу, и тема «в Австрию – беженцем!» – вызывала у них особо приподнятые тона – это была большая мечта. Хотелось бы, конечно, чтобы эти ребята услышали когда-нибудь этот  альбом, но вряд ли, хотя это тоже — мечта об Австрии.
Музыка #austriantime не для послеполуденного отдыха и не для прогулок в парке. Диск соединяет серьезную академическую основу и новационные технологии представления – отражая этим европейскую современность, мультикультурность, надтрендовость – а это важно для времени и это то, чего нам не хватает. И да – в Австрии очень красиво.