Star Wars: правда «лишних» деталей

Вот уже третий год священный культ космической оперы Star Wars пытается трансформироваться в милое и политкорректное рождественское развлечение. Получается это с переменным успехом и далеко не во всех плоскостях, предлагаемых вселенной Джорджа Лукаса и его многочисленных юных падаванов.

 Старые поклонники «Звёздных Войн» уже вроде бы смирились с тем фактом, что создатели новой трилогии легко и непринуждённо «перепрыгнули» через всё богатство персонажей, локаций и сюжетов, придуманных с 1983 по 2015 годы для книг, комиксов и компьютерных игр. Ни гросс-адмирала Трауна, ни вторжения йужан-вонгов мы в ближайшие двадцать лет на большом экране точно не увидим (потом — возможно: рано или поздно у создателей сериала кончатся идеи, и придётся возвращаться к отвергнутым некогда сюжетам, как вернулись создатели «бондианы» к ветхозаветному «Casino Royale»). Да и знаменитую Академию Джедаев нам покажут лишь в виде объятых пламенем руин. И ныне олдфаги лишь тихо радуются, что у «новых» истребителей X-Wing такие же полукруглые гондолы, как и на самых ранних набросках покойного дизайнера Ральфа МакКуари.

Зрители со стороны, главным образом европеоиды мужского пола, предсказуемо ворчат на засилье в очередной серии персонажей женского пола и/или каких-нибудь непривычных национальностей. Правда нынче мракобесие в естестве своём могут без потери лица открыто демонстрировать только несмешные клоуны из тусовки набожных национал-задротов, где у всех такие рожи, что ежели какую потеряешь, так догонят и вернут с процентами. Поэтому в ход идёт безотказный набор утверждений, что герои «неправильных» пола и расовых типов все как один «скучные» и «не нужны сюжету». Ну да чёрт с этими нытиками — меня, признаюсь, в 2005 году, на премьере «Автостопом По Галактике» тоже удивил Мос Дэф в роли Форда Префекта. Но он и сыграл хорошо, и персонаж был козырной. И больше у меня предубеждений на сей счёт не было.

Что касается «скучности», так ведь и европеоиды мужского пола из числа персонажей по недосмотру сценаристов местами не шибко веселее. А вот с нужностью кого-либо для сюжета вышла особая история. Дело в том, что «Звёздные Войны» всегда, — и в классической трилогии, и в приквелах, — отличались стройностью изложения киносюжетов. Так вот, этой стройности больше нет. И если в эпизоде 7 сюжет просто получился кособокий и рахитичный, то в эпизоде 8 он топорщится во все стороны, как икающий дикобраз-эпилептик. Любой пересказ его здесь звучал бы полным бредом. Ибо перед создателями фильма стояла противоречивая задача — и свести воедино концы, оставшиеся после списания на берег «человека-танка» Дж. Дж. Абрамса, и рассовать по закоулкам нового фильма отсылки чуть менее чем ко всем предыдущим.

В итоге зрители и критики готовы смириться с любым ворохом внутри-сюжетных неувязок, но почему-то часто сходятся на том, что эпизод с планетой-казино, где творится перманентный пир во время чумы — самый бессмысленный и тупиковый из всех. А между тем именно благодаря крайней бессвязности сюжета фильма в целом этот момент выглядит едва ли ни самым осмысленным. Великолепна и жизненна фигура бомжеватого взломщика-предателя в исполнении Бенисио Дель Торо, который влёгкую откупается от галактической диктатуры только что украденным у какого-то галактического буржуя золотишком. А до этого успевает сообщить героям, что оный буржуй успешно толкал оружие обеим сторонам конфликта, а теперь выпивает и веселится, пока покупатели остервенело разносят друг друга в клочки.

Похоже, создатели «Last Jedi» сами слегка испугались проявленной гражданской смелости — хотя в прошлогоднем не-номерном эпизоде «Rogue One» обращение к социально-политической тематике удалось на пять с плюсом. Поэтому уже объявлено, что «человек-танк» вернётся в режиссёрское кресло к началу съёмок девятого, безымянного пока эпизода. Однако мне представляется, что это уже не важно. Дикие звери в якобы «ненужной» сюжетной линии вырвались из загонов и промчались галопом по светским гостиным, сокрушая их в труху, а старое представление о Силе отвергнуто, и никакие хитросплетения родословных для овладения её премудростями героям сериала больше не нужны. Мир наш, неохотно и со скрипом, но меняется, а вместе с ним так же тяжело, но необратимо, меняется и вымышленный мирок Star Wars.

Предыдущие рецензии:

Star Wars Rogue One: эпизод без инвентарного номера
Star Wars: как же, разбудишь её, эту Силу…
Star Wars: галактика «конца истории»
Star Wars: do it yourself