Артистов сегодняшнего обзора и их новые записи, объединяют два момента. Во-первых, все они не так давно сыграли успешные концерты в ММ ДОМ КУЛЬТУРЫ и мы про это писали. Во-вторых, в каждом альбоме звучат акустические инструменты, иногда естественно и неотъемлемо, иногда удивительно и внезапно.
«Хороший тон» «Чистое небо» (M.Y.M./Хороший тон, 2017)
Музыка московской группы полижанрова, тиха и аккуратна, она следует за движением текста и на это есть причина. Все песни написаны на стихи Леонида Мартынова (1905-1980) – великая поэзия сразу поднимает слушателя вверх, занимает душу и мысли. Наше звуковое пространство очень отвыкло от хороших, человеческих и талантливых текстов, зомби-попса и лже-психодел «актуальных», выросших на той же самой попсе, авторов построили перед восприятием высокую стену. Её преодолевают не все.
Лидер группы, автор музыки и вокалист Виктор Буслов точно понимает смысл текста, у него осознанная подача, забытая многими, и оттого привлекательная актёрская интонация. Вокал – порой полуречитатив. За образность звука отвечают саксофонные и кларнетные соло Марии Панковой, звучащие поверх ритм-секции Павел Грулев (бас) и Владимир Куценков (ударные).
Альбом обходится без иронии и постмодерна, это продукт ясной и честной культуры. Ностальгия тут – во внутреннем, духовном строении. В первой вещи «По существу ли?» пробивает внезапное ощущение эстетической похожести на «Вежливый отказ» – образностью интонаций и богатством ассоциаций. Во втором треке «Весь мир творю я заново», продолжая музыкальную мысль, звучит почти джаз, в «Сила тяжести» – ритмической отзвук АВИА. В «Я не прощаюсь» появляется более сдержанное звучание, аранжировка сжимается до дуэта акустическая гитара-кларнет и выходит за границы рок-влияний.
Одинокая птица на кипенно-белой обложке – сразу её силуэт можно и не заметить – образ, важный и определённый. Чтобы понять происходящее, необходимо и присмотреться, и прислушаться. Альбом «Хорошего тона» – разговор о том, чего не хватает нашей культуре вообще и рок-культуре – в частности. Эта программа собиралась три года, впереди – запись, уже сочинённых, новых песен – новая программа, тоже на стихи Мартынова. Будем её ждать.
{youtube}5SMlleAxKgY&t{/youtube}
«МЫС ЛУНЫ» «Лунные Народные Сказки» (ArtBeat Music)
Вы любите сказки? Не для взрослых, но взрослые. А играть на флейте пробовали? Ну, в любом случае, надо устраиваться поудобнее. Сказки этой группы лунатиков, выпускающей уже второй альбом на серьёзном лейбле, рассказываются в темпе бодром, но неспешном. Сказки дарят, конечно же, набор образов разноплановый и разнообразный. Картинность и образность творчества группы одинаково легко переходит и в воспоминания о музыке Jethro Tull и во что-то прекрасно-барочное.
Музыка словно взбадривается, раскрашивается то пасторальным напевом, то «балалаечным» проигрышем, то подпрыгивающей танцевальной темой, словно Народ Луны заигрывает с нами. Но эта игривость растворяетсся, так будто её и не было, на прекрасной народной теме «Blacksmith» – можно с удовольствием сравнивать её со стародавним вариантом этой вещи от Steeleye Span. Эту программу, перед тем, как записать, музыканты уже играли некоторое время, в том числе и на том, памятном концерте в ММ ДК. И уже там, в сказочной программе, было понятно, что они очень серьёзно подходят к качеству музыки.
{youtube}ucBR6hbUVBQ{/youtube}
ArtVitae «I – Искусство Жизни» (ArtVitae, 2014)
Мы поговорим и про новый альбом ArtVitae – далее, но сначала вспомним первый диск группы. Многообещаюшее название – «Artitae», в переводе, как раз – название альбома, «искусство жизни», не очень-то сочетается с музыкальным обликом релиза. Группа играет разнообразно, наблюдатели находят в творчестве команды следы The Sisters of Mercy, Joy Division, The Cure. Тексты вполне могли бы звучать – точно так же – и в 1985 году. Естественно, заметны баллады.
Однако, в результате, команда приводит к другой эстетике – арт-рок ретушируется аранжировками, затемняется hard’n’heavy, хотя результат и получается весьма красивым. Группа ориентирована на хэви-тренды, на точёные риффы и напряжённый вокал, впрочем, без излишеств, что свидетельствует не об «искусстве жить», а скорее, об атакующем отношении к окружающему миру. Впрочем, в этом стиле законченную, строгую систему взглядов искать, наверное, и не следует, лучше принимать происходящее, как данность. И, при таком подходе, «Я буду жить» – «Я буду ждать» звучит, как программное заявление.
ArtVitae «II» (Irond/ArtVitae, 2017)
Стартует второй альбом команды с такого продвинутого гитарного звука, что веришь в то, что искусства и науки «жить» для музыкантов – не пустые темы. Научились парни хорошему! Шаг вперёд в плане саунда, как ни странно, не привёл к тому, что группа увлеклась им, как новой игрушкой. Продвинутый звук поддержан нюансами и деталями, звучит варган, интересны раскладки вокальных партий, есть даже горловое пение.
Вокалист Сергей Морозов несколько отошёл от абсолютного лидерства, значительную часть материала альбома написали гитарист Сергей Исаенко и басист Владислав Пискунов, их вокалы и инструменты иногда весьма заметны. Вячеслав Ульянов – клавиши, вокал, Алексей Щелочков – ударные также внесли свой вклад в создание материала. В результате коллективного творчества альбом получился заметно разнообразней предшественника.
Запись содержит и всполохи язычества, древние башни-близнецы на обложке дают достаточный разбег для фантазирования и строительства в мечтах особой вселенной альбома. В середине трек-листа появляется вещь «Брод» на текст Иосифа Бродского, это бардовский номер под акустическую гитару. Не удивительно, что одну из презентаций этого альбома группа отыграла в ММ ДК – именно, в формате unplugged. Окружающий великую поэзию гитарный шквал в других композиях звучит, как хороший контрастный душ. Появись группа 30 лет назад, была бы звёздной, сейчас она находится в рамках творческого, интересного прогрессива, за его границы заходит хоть и недалеко, но успешно.
{youtube}W_GlmtR0E48&t{/youtube}
ALEXey DAVLETSHIN acoustic project «Kiss&Fly» (selfreleased, 2017)
Четвёртый сольный диск гитариста Алексея Давлетшина, организатора фестиваля Guitar Summit, самый лёгкий и эстрадный диск обзора. Но это не значит, что его было просто записать. Саундпродюсер Валерий Алборов сделал уникальную работу, сравнение для которой подобрать непросто. Вспоминается альбом «Весна в Париже» группы «Лайда», но это история уже давняя, и там звучал аккомпанемент для метафизично-символического текста. Диск Давлетшина отличается от других работ мастера, но он словно перекликается с ними, заставляя вспомнить и джаз аудио и видео вариантов релиза «40» и мощный джаз-рок с блюзовым влиянием альбома «Romantic Man» (ArtBeat Music).
{youtube}Da6RffaEM-I&t{/youtube}
Comments are closed