Александр Чернорай «Последнее небо» (selfreleased, 2017)

В ММ ДК выступил московский музыкант Александр Чернорай, певец рок-грусти и рок-печали. Первый его альбом называется «Обратно к свету» (2015), Александр уже показывал наброски новой программы в этом зале. Теперь она увидела свет на носителе и была презентована концертом и общением вокруг самовара.

Петь о депресии так захватывающе, как это деалет Чернорай, удаётся немногим. В названии нового релиза надежды вернуться, которая была у предшественника, нет. Тут командуют другие смыслы и цели. Чернорай, поэт потеряных надежд и шансов, не обещает слушателям ничего хорошего. Он не оставляет дороги назад, доводит до крайности пессимистичное отношение к жизни.
В ММ ДК Чернорай выступил в формате гитарного дуэта, предлагая ту же аккуратную романтику и грусть, что и на альбоме, а мы предполагаем сравнение live-варианта и записи. Правда, новый альбом в продажу не поступит, но ищущие всегда найдут, правда?

2018-й
{youtube} Vw-TquXVzw4&t{/youtube}

Исполняется при этом русский рок, грамотный и требующий не забвения, а точности, таланта и немалой работы над собой. Музыка в целом получается приятная, она хорошо аранжирована и сыграна, в чём видится даже противоречие с содержанием. Гитарный перебор, мягкие ударные, присутствуют и академические струнные. Альбом развитие линии – не психоделической, не нервной, как, допустим, у «Агаты Кристи», а эмоционально спокойной.

2015-й
{youtube}ew8qTs4u3xQ{/youtube}

Личные переживания автора нелегки и он спешит поделиться ими с окружающими. Его тексты, когда последнее слово строфы оказывается настолько гармонично вписано в мелодию, что кажется, зрительный зал произносит его шёпотом вместе с артистом и плачет. Такой подход к жанру вообще нестандартен – обычно парни с гитарами зовут куда-то вперёд и пророчат победы. Чернорай же предпочитают обороты типа «Выиграв бой, потерпел пораженье…» и «мама прости, распят на кресте…». Для Золушки у него принца нет в принципе – кто б сомневался. Разделять ли это отношение к жизни – дело личное, но упорство Чернорая в продвижении своего образа мысли вызывают уважение. Он не подстраивается под публику и не даёт ей расслабиться, он постоянен и последователен.
Хочется назвать эту музыку несуществующим термином — «русской готикой» такой термин невозможен, это почти оксюморон. Мистического и готического тут не найти, гот тут заплачет горькими слезами, ведь грусть у нас столь же «своя», как и рок, и блюз. У близкого эстетически Константина Никольского, например, результатом оказывался только хиппанский катарсис, но и желание двигаться дальше. После альбома же Чернорая каждому слушателю надо выдавать плитку горького шоколада для восстановления жизненных энергий, тёплые тапки и погладить по голове.