«Золотой век», балет (Мелодия/Бель Эр Классик)

Смотрим DVD на котором записана новая постановка балета — легендарного и спорного, политизированного и эмоционального. Можно подумать — где балет, а где мы и где наш портал? Диск поможет с этими идеологическими шорами расстаться – если есть, конечно, такое желание.

История прекрасна пряной смесью политики и эстетики. Замешана она на любви хорошего парня к хорошей девушке, которая, ну почему-то, странная такая, общается с парнем плохим. Мы видим второй из трёх вариантов постановки, можно легко найти параллели с нынешними временами. Среди персонажей в разных вариантах постановки имеются герой — участник сатирического агиттеатра рабочей молодежи(!) и беспартийная(!!) героиня, а также Ангел мира, влюбчивая танцовщица Дива и возмущённый пролетариат. Силы зла тут – люди кабака, люди азарта, люди денег. Как это противостояние показать сейчас? Наивность либретто зашкаливает, зато эмоции оказываются актуальными. Нашему времени трудно понять, кто же тут «хороший», а кто – зло. Ведь нэпманы, т.е… бизнесмены, откровенно жируют, тут же, с ними рядом — уголовники, вот удивительно, правда? Действие происходит в приморском городе на юге советской России – это Одесса, таки да? Многое тут можно надумать и накрутить.
По виду броских красных «революционных» туник танцовщиц легко осознать эротический уклон происходящего – тогдашняя сексуальная революция была не в пример нынешним скандалам.
Контекст звучит особо ярко, соединяя внешнее и внутренее, форму и смысл. Но история мрачнеет и сдвигает начальственные брови. Спектакль несколько раз серьёзно менялся, он словно мудреет со временем, у него непростая судьба, и много поворотов, кажущихся фантастикой. Шли 30-е годы прошлого века. Власть требовала, чтобы содержание у произведения было понятное и разных толкований не допускало. Спектакль был раскритикован, несмотря на участие Галины Улановой. Постановку посчитали «формализмом». Был такой штамп и такое обвинение, как и другие подобные, туповатое, но несмываемое. Про репрессии балетных относительно этого спектакля вроде бы речь не шла, но чувствовали себя мастера батмана и па-де-де, наверняка, в соответствии со временем, весьма тревожно.
Изданный 10 лет назад справочник «Балетные либретто» знает только постановку 30-го года, другие источники разбирают новый вариант. Очень помогает восприятию музыка молодого Дмитрия Шостаковича, которая пленяюща и освежающа. Есть тут «вражеские» танцы типа канкана иои танго, которые простить Шостаковичу и постановщикам тогда не могли. Запись в HD формате произведена в Большом театре, в 2016-м. И картинка, и звук от французских мастеров, делавших запись, очень даже хороши. Лишний раз вспомним 60-е годы прошлого столетия, когда мы были впереди планеты всей не только в космосе и в балете, но и в умении этот балет, по крайней мере, музыку — записывать.
Но непонятно, что поколение гаджетов поймет в любви комсомольцев, в том времени, которое, положа руку на сердце, и предыдущие-то поколения уже чувствуют откровенно плохо. Создать ощущение восторга современной труппе удаётся, уже это огромный плюс. В танце и в музыке (Тут назовём дирижёра Павла Клинчева и балетмейстера Юрия Григоровича) бурлят молодость эпохи, спектакль словно передаёт эту взрывную энергию нашему времени.