Вежливый отказ «Пыль на ботинках» (Геометрия, CD/DVD, 1987/2017)

Новое издание лучшего московского альбома 1987 года – с раскрытыми тайнами и нюансами.

Сразу заметен шорох плёнки – реставраторы тут сохранили его и первый звук ожидается с некоторой опаской. Напрасно, альбом звучит великолепно, но «особенно». Вокальная безудержность и нервность Романа Суслова на фоне организованности саунда взрывает мозг – и тем более взрывал ранее. В то же время, тут (особенно на DVD-бонусах) можно услышать и вокал Дмитрия Шумилова, который сейчас поёт по большим праздникам и юбилеям. Суслов же именно тогда стал основным вокалистом, Шумилов – клавишником, а потом басистом. Также в записи участвовали: Владимир Давыдов — саксофон Михаил Верещагин — бас Михаил Митин — ударные. Послугшем разницы и полюбуемся ими. Сейчас, «живём» — такого удовольствия нам никто не предоставит.
Премьера программы «Пыль на ботинках» с текстами Аркадия Семёнова и Гора Оганисяна (они же тогда были шоуменами), состоялась в декабре 1986 года на дне рождения московской Рок-Лаборатории. По одному тексту на альбоме принадлежит основателям команды Пётру Плавинскому и Роману Суслову. Качество текстов осознавалось долго, в итоге оказалось, что их многие помнят наизусть, что для авангардного словоплетения случается не часто.
DVD-бонус диск этого альбома оказался чуть ли ценнее многих других изданий, он иллюстрирует формирование этих программ. Получается совершенно живо, и совершенное безумие группы это ещё арт-рок безумие, джаз пока не начался. То, что это искусство сохранилось – даже хочется поклониться кому-нибудь в ноги.
Хорош звук записей на DVD – нюансы слышны, на видео даже появляется ощущение перенасыщенности креативом, молодецким духом молодых интеллектуалов. Шоу «Отказа» в высочайшей степени адекватно передают настроение и дыхание жизни творческой молодёжи того времени. Песни из программы «Пыль на ботинках» — основа ранней мифологии группы «Вежливый отказ», а такие вещи, как «Летаргический сон», «Голодная песня», «Эй!» до сих пор остаются визитной карточкой коллектива.
Отдельная история есть с восстановлением альбома из архтивных оригинальных мастер-копий, зхаписанных на магнитофонной ленте AMPEX. Оказалось, что оригиналы от времени стали выделять нехорошую и клейкую смолу. Реставраторы знали секрет – у них была специальная печь (sic!). Ленты положили в неё и запекли (такая у этих мастеров, оказывается, терминология). В результате «кулинарного» эксперимента получили оригинал в достойном звучании. А шум «запечённой» плёнки, про который мы сказали в начале, остался, добавляя прослушиванию аутентичности.
Буклет-газета всё же не самое удобное изобретение дизайнеров, но издатели не отступают от выбранного формата. Порадуемся и этому. Теперь диск слушается, в том числе, и благодаря бонусам словно впервые. Подпольный рок-журнал «УрЛайт» искренне назвал альбом лучшим московским релизом того года, что характеризует и сам фэнзин, ведь тогда сравнить группу было просто не с кем, но и теперь  альбом, конечно, звучит совершенно изысканно и классно, как пришелец из другой музыкальной рок-галактики.