Пётр Ильич Чайковский «Евгений Онегин» (Мелодия)

Самая высокотиражная запись исполнения великой оперы по великому роману в стихах. И все слова тут не преувеличение и не фантазия. Про это произведение, как говорили, так и будут говорить – «энциклопедия русской жизни». Что же, глядя из нашего времени, объединило поколения и полюса восприятия, как помещичья интрижка с летальным исходом оказалась отражением духа целого этноса.

«Евгений Онегин» имеет подзаголовок — лирические сцены. Это роман о жизни – в широком смысле слова. На картинно-бытовые зарисовки наложена история любви — до смерти, пасторальные сцены мутируют в рассказ о судьбе, которая выворачивает душу и ломает жизнь. Возникающий спектр чувств очень  широк. Сюжет с лёгкостью заставляет и через поколения – кого-то глумливо хихикать, кого-то замереть перед неисправимостью произошедшего, кого-то мурлыкать гениальные мелодии.
Казалось бы, ну что объяснит нашим дням история смертельной ссоры и любовной неудачи полуторавековой давности? Всего-то три-четыре поколения прошло, в зависимости от того, что считать отметкой — создание романа (1833) или написание оперы (1879). Про «Онегина» рассказывают истории, слухи и анекдоты – и про действие, и про постановку, но идут и идут на этот спектакль. Перед нами медийный феномен, магнит для восприятий.
Это запись спектакля Большого театра СССР 1979 г., дирижер Марк Эрмлер. Она была издана на виниле в 80-х огромным тиражом и была абсолютно доступна. Альбом предлагает послушать голоса звёзд своего времени. Онегина поёт Юрий Мазурок, Ленского — Владимир Атлантов, в спектакле также заняты Тамара Милашкина, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко – это русская вокальная школа конца прошлого века, певцы были, популярны и благодаря радио, на слуху.
Лучшие, популярные номера, мелодии красоты необычайной, звучали и на  концертах, и как радио-фон. Сейчас, когда эта музыка почти не звучит в эфире, она живёт в памяти. Она всплывает неожиданными мемами в романично-напористых заголовках и фразах, словно попала не просто в масс-медийный обиход, а уже в подсознание. «Польский» — вступление к Действию III, «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…», «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…», «Пускай погибну я…», «Девицы, красавицы», «Когда бы жизнь домашним кругом», «Куда, куда вы удалились», «Любви все возрасты покорны» красивы какой-то чрезвычайной красотой, смешивают объективное и субъективное, это и есть классика.
Как-то не сразу осознаётся, что между роковой дуэлью и встречей на балу, где героиня уже дама, вспоминающая, какой она была девочкой, проходит всего три года. А жизнь перевернулась, изменилось мировоззрение, понимание себя. Истеричность последних сцен, петушиная оскорблённость Ленского, звучат совсем непросто и как-то очень понятно. Ведь можно было поступить и так, и эдак, но получилось — вот так. Спектакль остро и ясно показывает, что тут все живут на полутонах, всё тонет в вариантах – как могло бы быть, если бы…
«Евгений Онегин» был любимым сочинением самого Чайковского – видимо, тут всё получилось так, как хотелось композитору. Желание создать интригу там, каприз подсознания, вспышка самолюбия, которые вдруг определяют всю дальнейшую жизнь, причём, и для человека, и для всего мира вокруг, огромный ком неопределённостей из которого одинаково легко достаются и красота, и трагедия – тема, понятная и важная — каждому и всегда.

Приложение.
Рецензия на альбом с постановкой 1955 года:

http://www.zvuki.ru/R/P/34506/