Святослав Каверин («Вынужденные Колебания»): гибридное звучание на основе готичного постпанк-шугейза, тянущегося к «волосатым» жанрам, – и есть наше лицо.

Перед концертом 22 апреля таинственной, интровертной и мрачной московской группы «Вынужденные Колебания» (The Forced Oscillations) – презентацией альбома «Звук с окраин» – говорим с её лидером Святославом Кавериным про кавер песни «Кислоты», редкие «меткие» концерты и русскую душу/тоску/смерть.

KBanda: Первое, что про вас узнаёт слушатель, это ваше сотрудничество с Алексеем Борисовым и его легендарным «Ночным Проспектом». Вы играли в его группе, он – в вашей? Расскажите про это.
Святослав Каверин: Да, мы играли с Борисовым – несколько лет. Некоторое время «Ночной Проспект» состоял из Алексея и нашего трио. Сейчас в составе НП остался барабанщик «Колебаний». Но, к сожалению, 22 апреля Борисов будет занят на другом концерте и не сможет к нам присоединиться. В составе нашей группы Алексей ранее не выступал, но всевозможно помогал в разные годы. Ещё сыграем.

KBanda: «Кислоты» – эпохальная вещь для нашего андеграунда. Вы по-прежнему играете её?
Каверин: В нашем репертуаре есть «Кислоты» Ночного Проспекта, характерный кавер на эту вещь даже вдохновил людей назвать так клуб в Петербурге. Клуб неплохо поживает, растёт, обе наши группы там выступили недавно. Будет выпущен сингл «Кислоты» на виниле – на лейбле Клуба. В треклисте предполагаются оригинал 1988, наш кавер 2008 и лайв 2018, плюс замечательный кавер от турецкого проекта.

{youtube}7UIs2R7qfOA{/youtube}

KBanda: Расскажите историю своей группы. Она не особо известна – ни людям, ни Интернету.
Каверин: Мы осознанно играем с 2005 года. Поначалу это был панк с электроникой в духе Ministry, но в ситуации, когда все вокруг играют тяжело и агрессивно, мы обратились к более интеллигентному звучанию. Выступали под драм-машину, вдохновлялись The Sisters Of Mercy, затем, с появлением ударника, стали развиваться в звучании и мышлении. Впрочем, до 2013 года студийных записей с живыми барабанами публика не слышала, и всё это наше развитие оставалось в уме и в записях концертов (которых множество). Лично я сыграл порядка 70 раз со своей группой и 40 в составе Ночного «Проспекта», плюс ещё понемногу с другими проектами (Zuboff Sex Shop, «Пора Кончать», «Время Срать» и пр.). У барабанщика Вадима Маслова большой опыт в группах «Пилоты В Дыму», «Босх С Тобой», Esther и, с 2011, «Ночной Проспект». Басист Виктор Навроцкий локально играл панк, пришёл в «Вынужденные Колебания» в 2010-м и стабилен – в отличие от прошлых басистов (талант которых я не подвергаю сомнению). Также возникали вторые гитаристы и клавишник, но ненадолго.
Случалось мне играть в одиночку под минус, например в Мичуринске совместно с группами «Мать Тереза» и «Молотов Коктейль». Долго не решался на такое – ведь не кручение ручек на фестивале индустриального нойза, а структурированная музыка с конкретными партиями. Одному было неуютно.

KBanda: Как же родился альбом «Звук с окраин»?
Каверин: После всех вынужденных колебаний мы взялись за студийный альбом в 2012-м – не хотелось оставлять перспективные песни незаписанными – и процесс подготовки альбома размазался на 5 лет. На первой записи мы выдерживали стилистику The Sisters Of Mercy, а затем в развитии ни к чему легко определимому не пришли. Это вводит публику в недоумение: одни хотят услышать прежний домашний пост-панк (теперь ставший популярным), другим нравится живой утяжелённый звук. Нас ругали за вокал – теперь хвалят (иногда). Когда-то полыхали споры про русский/английский язык – у нас есть оба, а также литовский, и прочие звучали (и прозвучат).
Говорят, что первая минута альбома отпугивает публику – отсылает к «Гражданской Обороне» (а далее – к black metal под breakbeat). Видимо, гибридное звучание на основе готичного постпанк-шугейза, тянущегося к «волосатым» жанрам, – и есть наше лицо.

KBanda: В сети есть разные варианты некоторых вещей. Посоветуйте, где слушать, например, The Forced Oscillations «Cold summer» (Холод)?
Каверин: На YouTube размещён «идеальный» вариант записи, с клавишными, на диске же – другая запись этой вещи (живьём в студии).

{youtube}6JVrEqOmfZU{/youtube}

KBanda: Можно ли сформулировать концепцию вашего творчества?
Каверин: Я избегал структуры «куплеты-припевы» – почти полностью. Никогда не хотел быть «лидером группы» и вокалистом, но так получилось и пришлось. Домашние записи сводил тоже сам, голос «топил» в миксе. Сознательно создавал гнетущую атмосферу, но не безысходную, не до самоубийства. Это всё – переживания от студенческой жизни не на своём месте, они закончились с добровольным отчислением и безрассудным браком.
Тексты наши все короткие, это принципиально. Теперь на очереди другие образные миры – Бунин и Туманян, они прозвучат в скором будущем. Мне близок Индрек Месикепп из Эстонии, на чей текст написана вещь «Машины». Когда достаточно прочувствую их творчество, будет уверенность в написании и своих новых текстов.
Актуальная концепция (как развитие прежней) – лучшим образом отразить русскую душу/тоску/смерть, выудить из медиапространства (в головах и на мониторах) слова и звуки, что нас формируют. Высот композиции «Русское поле экспериментов» не достичь, но можно и на своём уровне сформулировать тревожащие образы. Вплоть до гротеска и самоиронии, как идеальная русская готическая группа. Это станет осознанным арт-проектом, а пока можно послушать песни 2006-2009 гг. в хорошем звуке. Они родились от созерцания окраин Москвы, где мы наблюдали конструкции советской эпохи (и сами живём в домах, построенных в другом государстве). Точно так же мы вдохновлялись русскими пост-панк группами рубежа 80-90-х.

{youtube}DYdXDLxq4QY{/youtube}

KBanda: Интересовались ли вы журналом «Контркультура» и связанной с этим эстетикой?
Каверин: «Контркультурой» интересовался в «нулевых», когда занимался популяризацией жемчужин музыки названного периода, читал прессу тех лет. Казалось, что буду заниматься музыкальной журналистикой. Записи я находил в архиве Московской рок-лаборатории и на кассетах, полученных от участников тех групп.

KBanda: Вас непросто услышать. Как вы сейчас относитесь к концертам – как к способу общения с публикой? Давно ли были ваши предыдущие выступления?
Каверин: Тур «Вынужденных Колебаний» в 2008-м не состоялся, и мы упустили момент. Затем начались колебания состава – от 1 до 4 человек. В дальнейшем гастролировать не было повода, а теперь есть альбом. Звали нас в Польшу и Германию, но без конкретики. Сыграли недавно в Петербурге концерт с «Ночным Проспектом» – отличная атмосфера получилась, в хорошем месте. Лучше играть редкие «меткие» концерты. Сейчас мы сконцентрируемся на записи принципиально нового материала, выпуске синглов – сомневаюсь, что до осени ещё сыграем. Общение с публикой лучше получается через записи: наш слушатель рассредоточен по стране, получается «звук для окраин».

KBanda: В каком составе планируете играть?
Каверин: 2 гитары, бас, голос, хотелось бы живые клавишные. Ритм – виртуальная драм-машина или студийные дорожки барабанов. Нынешний «гаражный» альбом с живыми ударными оценили не все, привыкнув к нашим домашним записям 10-летней давности. Что ж, целы минусовки 2007 года – сыграем ретро-программу. Живые барабаны не бросаем, но сейчас хочется иного. Слишком долго играли все те песни, долго готовили альбом. Впереди – новое.

Фото из архива группы