Стивен Уитт «Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и «нулевой пациент» пиратства» пер. А.Беляев (М. Белое яблоко, 2016)

Книга — вариация американской мечты, рассказ о том, как парень из подворотни обокрал весь мир и стал «богатеньким буратиной». Это напомнило историю про другого парня, который проводил дни за ящиками на складе, но вдруг собрал рок-группу и сразу стал звездой (история намекала на «Бон Джови»). Но для многих слушателей хип-хопа эти темы звучат впервые – им не важны легенды из прошлого звукозаписи.

Повествование посвящёно, не на шутку напомнившей тараканьи бега, гонке интернет-зависимых юзеров, живущих воровством музыки. Тех самых, которые сидят по другую сторону экрана, когда мы слушаем пиратскую запись. Ударила искренняя радость производителей, узнавших, что большинство из нас не слышит разницы между форматами и превративших музыку в мр3. В изложении книги, звук может оцениваться только с учёными и артистами, тут совсем забыли про человека. Заметим, что слух это всё же нечто более разноплановое, чем реакция организма на колебания воздуха.
Том издан концептуально — без картинок, хотя его могли бы украсить изображения одноглазых пиратов с кривыми тонармами в руках и башен из устройств для перезаписи. Книга уверена в своей интересности, как и её герои, уверены в том, что занимались именно музыкой. Например, читателя долго убеждают, что диджейский винил имел отношение к «музыке», а не только к бизнесу.
В книге используется популярный «киноприём», когда сложные и разноплановые исторические, человеческие, эмоциональные линии оказываются, в результате непростых действий сплетены в один сюжетный узел. Среди участников событий – Стив Джобс, Ахмет Эртегун и Эминем.
Помню, как изумляли большие буквы «КАЧАЙ» на обложке одного популярного музыкального журнала. Не могу заставить себя поверить, что музыкальные журналисты – люди, в общем-то, думающие, не понимали, что цифровая революция — это восстание машин против людей вообще и против них, музыкальных журналистов в особенности. Можно подумать, что на них был наставлен пулемёт или они не понимали, что хоронят музыку, рынок и цивилизацию заодно. Это удивительно, даже если они просто прозевали приход новой цивилизации, зарю восходящего цифрового «солнышка».
Книга уверяет, что корпорации не диктуют нам условия, что рынок непредсказуем. Экие они бедняжки — с многолетней и многократной доходностью, ага. Стандартизация и глобализация вкусов – выбор публики? Её вкус так плох? Независимо от мнений и поколений, это уже субкультура, на эту эстетику подсажены миллионы.
Буржуины, как всегда – и выиграли, и ошиблись — одновременно. Музыка убивает себя, а индустрия – себя. Нюансы и аспекты сплелись в большой ком, который катится – от нас ли, к нам ли – плохо и так, и эдак. Что же перед нами – глубокое и разящее в цель исследование подковёрных механизмов современной цивилизации или коммерческая реклама очередной смены форматов-вех и тогда всем должен быть виден её корпоративный оскал во весь горизонт? Точно скажем лишь, что книга интересно читается, нужна и достойна полученных призов и похвал.