Ветеран метафорического труда критик Александр Кутинов о музыке будущего, замешанной на ретро-клейстере.
В нашем рок-лексиконе выражение «супергруппа» имеет два основных значения: коллектив, выдающийся во всех отношениях, и коллектив, получившийся из участников других заслуженных или просто легко узнаваемых коллективов. В случае с ВИА КЛЕЙЗАВОД с московских окраин – вариант номер два. К моменту знакомства и решения творить совместно у Дмитрия «Активного Гражданина» Беспалова и Андрея “Крыса” Мельникова за плечами было уже такое количество различных проектов, что диву даешься. А решение презентовать новый альбом «Майонез» в магазине правильной музыки «Дом Культуры», мне кажется исключительно мудрым.
ВИА КЛЕЙЗАВОД играет классический русский панк с речевыми оборотами из обихода сантехников и оболтусов с семечками и баклагами пива «Красная Цена»: персонажи текстов – нормальные гопники из спальных, або рабочих районов, а также незатейливый, но сытный хавчик (см. название релиза), пьяненькие, наступающие на ноги главного героя бабушки, утренняя депрессуха и простой здоровый секс. Или порно за неимением оного. Отличие от большинства родственных команд в звучании: допотопная электроника начала 80-х, смесь готики и романтики, в духе Bauhaus и раннего «Телевизора», с нарочито старомодным саундом и неожиданной стройностью аранжировок. Сами называют свой стиль скромно: «экзистенциальный рок футурум».
{youtube}O0-opjkbcGc&t{/youtube}
Костяк проекта – Крыс в капюшоне и темных очках, и Активный Гражданин в жилетке дорожного рабочего и с окладистой бородой, занимающиеся поочередным речитативным вокалом (припевают хором)». Но, в принципе, количество концертирующих личностей может быть доведено до бесконечности. В данном случае на сцене, драпированной красно-черным, было еще двое – флегматичный Лётчик в форме некой недружественной армии, и Конь в маске понятно какого животного – привет нью-йоркским психопанкам Collective Coughing, у них была практически такая же. Эти двое занимались в основном клоунадой, иногда крутя какие-то ручки на каких-то приборах.
Начинается представление с одиозного «Автобуса из Мытищ», исполняемого куда энергичнее, чем в студийном варианте. «Чего такие мрачные /может, поужинали чем-то неудачно?» Следом трогательно короткая «Банка Майонеза». И тут аплодисменты сменяются вскриками и взвизгами и начинается тот самый панк-угар. И даже почти дионисийские пляски по ту сторону сцены.
-У нас есть серьезные песни, – возвещает Крыс. «Я бью мать-алкоголичку головой о шкаф/если будет возмущаться, выкину в окно/ И за это мне не будет ваще ничего!» Интересной на происходящее была реакция публики: народу немного, но достаточно. Большинство пришло, что называется, спецом, но были и явно случайные личности . И те, и другие отчасти сплотились, и на ласково-бодрый матерок реагировали с теплотой. Как и на милые, но заведомо олигофренические танцы фронтменов. На «Ключах» артисты начинают ползать: Конь по столу, а Крыс по сцене и по полу.
– О любви! – строго объявляет Активный Гражданин. «Вот и кончилась весна/ вот и кончилась любовь!» – песня реально стоит особняком. Но наступает черед «Гопника из Бирюлева», и все возвращается на круги своя. Панк будущего отличает скромная длительность композиций, так что менее, чем за час было выдано на гора ну очень много всего. С точным числом песен боюсь ошибиться (надо бвло попросить у выступавших плей-лист – Ред.). Под занавес – пафосно-героическая «Бабушка (Старая Калоша)». И уже после представления молчаливых шоуменов – размеренная и зловещая «Жуков». ДОМ КУЛЬТУРЫ взрывается свистом и хлопками. Похоже, что уже нетрезвыми.
На бис ВИА КЛЕЙЗАВОД не вызывали. Похоже, моральная и физическая усталость овладела и народом, и панк-трубадурами. А теперь извольте отужинать, чем Бог послал!
Фото: Дмитрий Культурный
Comments are closed