Ива Нова «Уба Хоба» (Геометрия, 2018)

Ода к радости, стенаниям, душевным порывам, критике разума и научной фантастике новому альбому питерских этно-рок-фурий.

Вопреки мнению дилетантов в команде нет никого с фамилией Иванова. Зато есть четыре ярких индивидуальности, склонных с драматизмом и юмором нарушать каноны современной музыки. Приуроченный к шестнадцатому году существования релиз значительно отличается от предыдущего «Крутила пила», как и от всех остальных «ивановских» тоже. Кстати, «Уба Хоба» — не название мифического существа и не заклинание женщин коренного населения Австралии, а обратная транскрипция названия квартета, якобы прочитанного на латинице. Посмотрите на шрифт на обложке работы Софии Борки и вам многое станет ясно.
Слушаю и удивляюсь. Апокалиптическая «Кричала мать» закладывает эстетические основы диска. На ум тут же приходит саунд и мелодика потустороннего трио KTU – мерцающих осколков King Crimson. А исполнительская манера повелительницы аккордеона Наталии Потапенко стала ближе к мировоззрению Киммо Похьонена, человека из той же когорты авангардных, но рассудочных виртуозов инструмента, являющегося неотъемлемым атрибутом настоящей русской свадьбы.
Вторая «Не хочу» («Intro» мы пропустим как приветствие) — причудливая смесь польки, ска и габбера. «Перепелка» – чарующий полисинтетизм. Тут и модерн-фанк со слэповым басом (ох, уж эта Галя Киселева!), и нью-вейв, и конечно, фолк. Скорее балканский, но с элементами и нашего родного русского севера. С редким балансом позитива и стенания. А ведь песня, между нами, о неудавшейся попытке надругательства.
Самая нежная вещь «Неведомо куда»– какой-то альпийский вальс, хотя и намеренно сбивающийся с ритма. «Заведи меня неведомо куда/Быть смешным не страшно, если доверять…» Ох, как я с ними согласен.
При всем жанровом разнообразии, «Уба Хоба» опус очень цельный, словно процветающее мультиконфессиальное государство. Хорошо всем. На недругов плевать. Странно, что кинорежиссеры и кинопродюсеры неактивно используют музыку «Ива Новы» для своих картин. В частности, «Свет замер зал» и последующая «Сон» прекрасно вписались бы в саундрек некоего научно-фантастического фильма. Но не в духе неумных «Звездный войн» или «Битвы Престолов», а скорее на основе интеллектуальной прозы а-ля Станислав Лем или Рэй Брэдбери.
Финалом стал воздушный международный вальс, который собственно и называется «Вальс. «Продавец тишины». Среди выдающихся вокалистов персоны от Сесиль Тулек до Антти Пааланена. Иностранные гости поют на своих родных языках, по чуть-чуть, но смачно. Они же и авторы текстов. А кто же еще? Наших именитых гест-старов на диске тоже хватает: достаточно упомянуть Михаила Коловского из «Аукцыона», Егора Попова и Антона Боярских из «Маркшейдер Кунст».
Мое же сердце всецело отдано заглавной песне. Коктейль из дарк-вейва и осетинской эстрады с колдовской мелодией и шаманским текстом. «Кто такая ты? Вечно глухая ты/Голь перекатная/ Боль силикатная /Днем неуместная тень бестелесная». Если музыкальная составляющая есть продукт всего коллективного творчества, то трансцендентные тексты целиком принадлежат перу вокалистки Анастасии Постниковой.
А еще чистосердечное признание: я был не вполне честен – изображенное на обложке диджипака межгалактическое существо неофициально, но верно считается собирательным образом квартета «Ива Нова». Путешествующее в пространстве и времени. Красивое существо!