Анна Бутурлина «Всё это джаз» (Аккорд)

Название альбома заставляет вспоминать то хит из мюзикла «Чикаго», то песню группы Queen. Но ничего подобного тут нет. Звучит классический джаз — в самом лучшем смысле этого слова – и звучит очень достойно.

У Анны Бутурлиной, ведущей вокалистки российского джаза, долго не было альбомов, но вот вышли сразу три. Кроме «Всё это джаз», это «Осторожно <музыка>» (Мелодия) и «Ключ от королевства» (ArtBeat Music)). Эти записи были сделаны ещё в 2011 году, они ждали своего часа. Можно прослушать весь диск, не встретив ни одного привычного хита. Это вовсе не то, что ожидает джаз-фан от фразы «Всё это джаз». Ждать тут «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» или «Хэлло. Долли» дело бесперспективное. Но альбом сразу задаёт ноту джазового позитива и драйва — свинговым накатом темы «From This Moment On» («С этого момента») Кола Портера, которую пели Дорис Дэй, Элла Фитцджеральд и даже Дайана Кролл.
Это далеко не всегда «чистый» джаз. Так одной из вершин представилась энергичная и характерная вещь «50 способов расстаться с любимым» («50 Ways To Leave Your Lover») Пола Саймона. Второй пик – соул-хит «Отпусти моё сердце» («Unchain My Heart») Бобби Шарпа, которую пел Рэй Чарльз и «Элфи» («Alfie») Берта Баккараха – она входила в репертуар Дайаны Уорвик и Шер.
Фонограмма имитирует ретро-эстетику. Запись в некоторых местах даже расположена в каналах так, как это делалось в 60-х годах прошлого столетия. Названия вещей даны только по-русски, как делали в «те» времена, про путаницы и глупости, которые этим вызывались, легенды ходят до сих пор. То есть продукт сделан подчёркнуто для нашего рынка, хотя его уровень, представляется выше. При этом, звучит язык Шекспира и Трампа, альбом может послужить и для расширения знаний в области American Songbook, что всегда полезно, а уж в области поп-мелодий тут всё сделали очень хорошо. Название реального лейбла не приводится – значит альбом выпущен исполнительницей «самостроем». Кокетливо стоящий на обложке значок древнего советского бренда, одного из предшественников «Мелодии», лейбла «Аккорд», выражения типа «Кооператив музыкальных работников» или «Долгоиграющий КД» — всё говорит, что перед нами уже не просто ретро, это игра в эпоху.
Джаз — это искусство исполнителя. На альбоме играют блестящие мастера — Алексей Беккер (фортепиано), Макар Новиков (контрабас), Александр Зингер (барабаны), Роман Секачёв (баритон-саксофон), Пётр Востоков (труба). Но голос Бутурлиной, кажется, и сам способен заполнить звуковую панораму. Записи певицы радуют экстравертностью «открытостью» пения, позитивной, даже чуть наивной подачей. Звучит песня, просто песня, джаз – «просто» джаз. Но то, что делает Анна, не хочется, нельзя назвать новой жизнью старых песен. Она делает их не просто своими и современными – она их делает «другими», джазовыми. И по части уравновешенности и, одновременно, позитивной реализации этих качеств, разнообразия талантов Бутурлиной равных нет.