Roz Vitalis сыграет в «Ящике»

Перед Большим Весенним Концертом прогрессив-рок группы Roz Vitalis, который состоится 25 мая в питерском клубе «Ящик», слушаем её релиз «Great Expectations Live». Он даёт представление о том, что будет звучать на концерте. Также в обзоре – альбомы проекта Rozmainsky & Mikhaylov Project (RMP), созданного лидером Roz Vitalis Иваном Розмаинским и гитаристом Владимиром Михайловым.

Информация о группе Roz Vitalis гласит, что питерский ансамбль исполняет авторскую инструментальную музыку, которую можно определить, как «арт-рок, кентерберийскую готика, melodic avant rock». Позиционирование звучит прекрасно, но интересно, много ли тут, с нами, есть людей, интеллект и любопытство которых позволяют им чувствовать нюансы и разновидности прогрессив-рока? Для начала всё же отметим, что эти стили остаются оазисом творческого подхода к рок-музыке — в океане людей, удовлетворённых примитивными радио-ритмами. Проекты Ивана Розмаинского сходятся в своеобразную вселенную, оказываются в числе лидеров отечественной умной музыки.

Roz Vitalis «Great Expectations Live» (ArtBeat Music)
Концертный альбом питерцев построен по принципу, который обозначен в анонсе шоу в «Ящике»– «…звучат некоторые композиции из самого успешного альбома коллектива «The Hidden Man of the Heart», изданного в Италии в прошлом году, а также кое-что из «классики» ансамбля и большое количество нового материала». Что ж, отлично.
«Great Expectations Live» отсылает названием, в том числе, и к классическому роману Чарльза Диккенса «Большие надежды». Глядя на обложку, задумаемся о тщете поисков настоящего в постоянно меняющемся мире и о неизбежной бесконечности этих поисков. Live-aльбом записан в петербургском Музее Звука в ходе презентации релиза «The Hidden Man of the Heart». Наследование и взаимосвязь этих релизов – основа происходящего. Однако вещи размещены в порядке, не позволяющем искать какую-то внутреннюю, новую концептуальность.
Состав группы на альбоме таков: Руслан Кириллов — бас, Владислав Коротких — флейта; лоу-вистл, Иван Розмаинский — клавиши, Владимир Семёнов-Тян-Шанский — гитары, бас, Евгений Трефилов – барабаны, сведение и мастеринг.
Диск включает треки со студийного предшественника альбома – давший ему название «The Hidden Man of the Heart» с флейтовым вступлением, «Jungle Waltz» — под который и правда, можно танцевать, воздушный «Passing Over». Несколько вещей новые — «La Gentilezza (Piano Solo)», «Springnight City» — с задумчивым бас-кларнетом, ритмичная «Bait of Success». Также звучат известные композиции группы – нервная «What Are You Thinking About?», «Annihilator of Moral Hazard» —атмосферный и в хорошем смысле красивый рок-«боевик» примерно десятилетней давности и «Ascension Dream» — композиция из альбома «L’Ascensione» ещё 2002 года, завершающая программу вновь выходящей на первый план флейтой и умиротворяющим настроением.
Сталкиваясь с подобной музыкой, неизбежно ждёшь пафоса, инструментальных безумий, напряжения эмоций и струн. Ничего подобного в мирах Розмаинского не происходит. Оставаясь и буквой, и духом роковой, группа делает музыку, которую можно слушать – не знаем, бесконечно ли, не пробовали (смайл), но совершенно точно — много раз подряд. Она не вгоняет в депрессию, не веселит назойливо, не заигрывает со слушателем – она как хороший собеседник, просто создает рядом спокойный, комфортный фон. Словно знает, что именно сейчас нужно сказать и сделать. Объяснение простое – она гармонична и неглупа.
Про Roz Vitalis парадоксально не хочется говорить обычные в таких случаях слова – «виртуозность», «владение инструментом». Музыка красиво не торопится и, кажется, вообще не требует и не допускает толкований, концепций, объяснений. При этом, перед слушателем не абсолютно срежиссированная среда — на концерте обещана «определённая доля импровизационности» – для неё места достаточно. Но не создаётся и ощущение какого-то надуманного эксперимента, при том, что инструментальные экзерсисы питерских прогеров то уходят в киномузыку, то улетают в смесь академической традиции и рока. Главными у команды показались осознанность сделанного и единство, гармоничность времени и мысли, целей и средств.

RMP «For The Light» (ArtBeat Music, 2017)
Помнится, был такой мем в стародавние эпохи рок-н-ролла – «музыка чтобы думать». Сейчас, наверное, это звучит откровенно смешно – музыка же должна отвлекать от шума в метро или будить моджо на танцполе – прятать человека от тишины, от того, что у него внутри, так ведь? На что ещё она может сгодиться, к чему пыльные былинные фантазии о полётах духа и мысли?
Что ж, альбому проекта Rozmainsky and Mikhaylov Project [aka RMP] удаётся поймать хрупкий баланс между этими непримиримыми векторами. Группа во главе с Иваном Розмаинским (Roz Vitalis, клавишные) из Питера гитаристом Владимиром Михайловым (Enine, ex-Algabas) из Владимира – делает музыку безусловно роковой, виртуозной, умной и лёгкой для восприятия. Из необходимых музыкальных красок отметим, конечно, и звук инструментов других участников группы — кларнеты Леонида Перевалова, барабаны Юрия Гройсера, gusli (sic!) Наталии Фёдоровой и вокал Анастасии Михайловой, придающий музыке оттенок работ Чика Кориа.
Альбом отмечает тенденцию — мастера изысканного прогрессив-рока, словно касаются осторожно границ разных стилей – джазовой свободы, академической меланхолии, картинности арта и полижанровости прога и, смешав всё, получают нечто красивое и неглупое. Альбом завернуто и меланхолично чуть ли не улетает в космос – клавишам, наверное, трудно без этих «space»-звуков. Как фон эту музыку трудно представить, но она ни на ноту не тревожна и не зла. Ни по красоте, ни по сложности сделанного, ни по лёгкости восприятия это альбом не уступит никому. Если надоела плясовщина, вам — сюда.

 

Rozmainsky and Mikhaylov Project «Adventures at the Babooinumfest 2017» (ArtBeat Music)
Группа RMP созданная лидером Roz Vitalis Иваном Розмаинским и гитаристом из города Владимир — Владимиром Михайловым, представляет концертный релиз проекта. Альбом собран с трёх шоу 2017 года, проходивших под эгидой «Babooinumfest» — в Санкт-Петербурге и Владимире, плюс студийный трек – завершающий программу «Forsate Me Not». Не упустим, что лидеры группы — Розмаинский и Михайлов — авторы журнала InRock Music Magazine. Кроме них в RMP играют Юрий Гройсер (барабаны) и Леонид Перевалов (бас-кларнет, кларнет).
Отметим редкость, даже уникальность качественного инструментального рока, который не превращается ни на секунду в подобие лаунжа. Именно это лучше всех умели в 70-х Pink Floyd – и термин «постпинкфлойд» будет тут совершенно уместен, хотя вспомним, конечно, и построковых саунд-красавцев.
Диск — продолжение прекрасной традиции представлять хорошую музыку в студийном, а затем и в концертном варианте. Первая часть трек-листа – это несколько изменённые вещи с альбома «For The Light», про который мы говорили выше. Вторая – составлена из новых произведений, нередко из первых исполнений тех или иных вещей. В звучании композиций много светлой энергии, она контрастно подчёркивается бас-кларнетом, басовыми линиями, змеящимся, дымным гитарным саундом – группа выступает почти как укротители тёмных энергий. Гитара, появляясь на авансцене, звучит вместе с бас-кларнетом, клавишные прекрасны, музыка хорошо не торопится, позволяет расслушать себя, оценить, почти пощупать – без самолюбования, без заискивания, она самоценна и строга.
На что-то восточное и мистическое намекается тут со всей очевидностью, ни один эзотерический культ не будет против такой музыки для медитации. Но она делается не для того, чтобы кого-то развлечь и не для того, чтобы обратить на себя и привязать досужее внимание, таков способ самовыражения музыкантов. Очень сильная работа – и в смысле качества, и в смысле внутренней энергии.

===================================================
Roz Vitalis — Большой Весенний Концерт
г.Санкт-Петербург, Клуб Ящик, Лиговский просп., 50, корп. 13
25 мая в 20:00