Хроноп «Отчаянье и Любовь» (Геометрия, 2019)

Зеленоградский рок-критик бесстыдно флиртует с юбилейным альбом самой загадочной команды русского рока.

Десятый диск группы Вадима Демидова. Третий на «Геометрии». Да простят мне мое антропологическое мышление, но само сочетание фонем в Ф.И.О. фронтмена формации из Нижнего Новгорода наводит на мысль о строгости и благородном минимализме. Мужественно напрягая извилины, все равно не найти на нашей сцене параллелей «Хронопу». В саунде – дальняя перекличка с Артемьевым, Рупертом Хайном и Аланом Вегой. А в текстах – с главным мистиком Советского Союза Имантсом Зиедонисом и испанским готом Мануэлем Мачадо, чудом выжившим во времена правления Франко. Вадим тоже, пусть как артист, выжил во времена фатального распада русской рок-классики. И это тоже чудо. Музыка «Хронопа» — это звучащий кальвадос, резкий и нежный в равных пропорциях. «Отчаянье и Любовь» — возможно самый яркий ее образец.
Эту формацию называют блэкстерами и пранкерами, психофолкерами и этно-арт-рокерами. А еще…ну да ладно, а то можно стать невозвращенцем. Герои «Подольска-87» относятся к вешаемым на них ярлыкам со своеобразной иронией. Все эти годы они плодотворно трудились на ниве хорошей музыки, и останавливаться не собираются. Кстати, в создании червонного, пардон за сленг, релиза, участвовало пятнадцать человек, большинство из которых знакомы с незапамятных времен. Оценивать персональный вклад каждого не совсем этично, но короля звука Алекса Репьева не упомянуть нельзя.
Так что мы имеем? Первая вещь «Хочешь со мной» содержит зашифрованное послание внимательному слушателю. И задает настроение всей пластинке, тем более, что ее название мельком там и проходит. «И рыбаки, как муравьи, застывшие в сиропе…» Звенящая акустическая гитара и проникновенный шепот.
Логически следует пронизанная стеклянными клавишами мистика, ну правильно, мистика «Живем в лесу, молимся колесу». А в «Августе» абсолютная меланхолия и целый гитарный оркестр. Хотя никто никому не мешает. Но уже в «Докури до фильтра» неожиданно врубается электроника. Это ненадолго. Снова волнительная и одновременно безмятежная ипохондрия. Но вот что приходит в голову.
Во-первых, все композиции практически в одной тональности. Я не поклонник вокалистов  с четырьмя октавами в диапазоне, допустим, горлопанистый фрик «Кинг Даймонд» вызывает тошноту. Но вот так как Вадим… тоже как-то смущает.
Во-вторых, про тексты тоже есть размышления. Слишком часто упоминаются дороги. Зигмунд Иваныч Фрейд что-нибудь сказал умное по этому поводу. Я боюсь сморозить нечто бессмысленное. Саунд тоже несколько страдает от однообразия. У Валентина Гафта была эпиграмма: всегда играет одинаково актриса Ахеджакова. Он потом пояснял – одинаково хорошо. То же можно сказать и про «Отчаянье и Любовь». Хорошо. Но за два года работы с полувзводом суперских музыкантов хотелось бы и больших магических блужданий по стилям. Ведь и песен на диске аж четырнадцать штук!
Зато бонус «Гибкие Люди» отличается от основного материала. Естественно там нет никакого гопака или блэк-металла. Но при всей своей грустной иронии, там бешеная энергетика. Если сравнивать – на ум приходят утонченные британцы New Model Army, которые тоже очень особняком стоят в когорте мастеров Туманного Альбиона. Разница в отсутствии политических коннотаций в стихах и неоспоримым чувством нашего, родного и близкого.
Вот и кода. Окончено прослушивание. Я упомянул кальвадос, как самый подходящий к нему напиток. Под закуску подойдут гигантские вяленые оливки или севиче: испанский вариант суши – морепродукты в лимонном соке. Хотя можно ограничиться и минералкой, ибо остальные грани эстетического наслаждения и так будут доступны.