«Сигнал – Искусство настоящего» – это вторая выставка на территории одноименного КБ. Две выставки разительно отличаются друг от друга. Смена куратора привела к смене политики – Петр Белый расширил контекст выставки с советского завода до Петербурга.
Из отголосков прошлого проекта остались претерпевшие некоторые изменения работы Анны Франц, Сергея Денисова, Александра Морозова, Юрия Никифорова, Игоря Панина, Алексея Грачева, Петра Швецова, Ирины Васильевой, Александра Дашевского, Александра Теребенина, Петра Белого, Аси Маракулиной, Лилу С. Дейл, Ивана Химина.
Новые произведения подготовили Илья Гришаев, Татевик Гаспарян, Виталий Пушницкий, Платон Петров, Елена Губанова и Иван Говорков, Семен Мотолянец, группа «Север 7».
Среди присоединившихся ловцов «настоящего» Александра Зубрицкая, Александра Гарт, Стас Багс.
В предыдущем проекте «Сигнал 2014» было показано преимущественно site-specific искусство: каждому художнику предоставлено отдельное пространство и неограниченный доступ к останкам конструкторского бюро. Как результат – современное контекстуальное искусство на территории брошенного советского производства.
Сегодняшняя выставка – это энциклопедия петербургского искусства, «энциклопедический дворец», но в отличие от музея-мечты Марино Аурити, «Сигнал» включает в себя петербургских художников, состоявшихся, по-зрелому сдержанных и молодых, экспрессивных, смелых. Экспозиция очерчивает историческую перспективу, добавляя «настоящее» в виде той неуловимой субстанции, которую пытаются нащупать художники и кураторы.
В «Сигнале» три исторических раздела: Ретромутанты и «Культурная археология» (сам КБ «Сигнал»).
Ретромутанты – художники, идеологически разные, объединенные техникой – коллажем, не только с точки зрения формальных признаков, но и содержательных. Художник-ретромутант – бриколер, творящий образы и смыслы, основанные на личных ассоциациях. Работы художников вместе образуют коллаж ретромутантизма, похожий на ребус, разгадка которого дешифрует объединяющую их эстетику.
Раздел «Культурная археология» – результат возглавляемой Александром Теребениным художественной раскопки на территории КБ «Сигнал». Художник делает упор на самостоятельную красоту пространства бывшего производства.
Молодые художники, принимающие участие в «Сигнале», находясь в системе координат предшествующей им истории, стремятся проникнуть в ткань будущего. Они находятся в поисках искусства грядущего. Керамическая инсталляция “Иерархия вечна” Татевик Гаспарян служит самым сильным комментарием к месту, где проходит выставка. Бывший совесткий завод промышленный, где трудились сотни советских рабочих. Именно в этом месте воздвигает Татевик пирамиду из керамичских сосудов, как символ иерархии. Сосуды китайские отсылают нас к коммунистическому наследию и связи между историей ссср и китая. Инсталляция “Иерархия вечна” – это точка, где заканчивается ремесло изготовления сосудов и начинается современное искусство
Александра Зубрицкая создавая «настоящее» говорит об отсутствии будущего. Фотографии, видео и росписи на стене – это попытки поймать ускользающее «сейчас» за неимением «завтра». Жизнь проходит в стремлениях что-то сделать – это состояние молодой души, нахождение в неопределенности и нестабильности, существование в non place, несостояние, складывающееся обрывками слов и образов наподобие визуальной поэзии.
Кирилл Хрусталев, ловец минималистичного и немногословного «настоящего», за полдня создал «Молитву» из бетонных плиток. Простой, лиричный, честный образ, найденный на месте и в найденном месте, сработал для художника как пункт остановки и вопрошания в настоящем.
Последняя комната, затемненная, как будто в стороне от остальных, таит в себе видео-инсталляцию «Перевал» Виталия Пушницкого. Графичные черно-белые облака из разных мест и из разного времени, слитые в одно единое видео, ускоренно перекатываются через «перевал», выстроенный из прошлой инсталляции «Федерация» Елены Губановой и Ивана Говоркова, которая была показана на первом «Сигнале». Разломанная мебель, мусор, метафорически превращается в объемное пространство. Настоящее будущее строится на обломках прошлого. Игровое отношение к материалу и такое же – к прошлому, избавляет от тяжелых раздумий над будущим.
Экспозицию выставки заканчивает видео Владимира Грига, названное «13 комнат», в нем мы видим 12 комнат, изображенных в разрезе. Это кино-ребус, к разгадке которого призван зритель. Разгадка кроется в 13-ой комнате – в пространстве бессознательного Я смотрящего на экран. Происходящее в этих комнатах похоже на абсурд, здесь нарушены все логические связи, сходу ничего не понятно. Таким же непонятным и абсурдным покажется содержание комнат на выставке «Сигнал – искусство настоящего» для постороннего и неподготовленного зрителя.
Куратор: Петр Белый
Координаторы: Александр Теребенин, Елизавета Матвеева
РЕЖИМ РАБОТЫ | OPENING HOURS:
с понедельника по субботу с 11:00 до 17:00
Выставка проходит на территории бывшего КБ “Сигнал”: СПб, проспект Кима, 6
Фото: Михаил Григорьев
Comments are closed