Muddy Waters «Can’t Be Satisfied — The Very Best Of Muddy Waters 1947-1975» (Spectrum Music/Universal Music Company)

Про этого музыканта в текстах о любимых пластинках пишут, что он «great» «genius» и прочее, и прочее. Это не преувеличение, Мадди Уотерс — одна из ключевых фигур в истории фолка, блюза, джаза, поп- и рок-музыки — всего того, что звучит вокруг нас. Но узнает его на слух дадеко не каждый.

Уотерс – настоящий апокрифический блюзмен, он жил и работал на хлопковых плантациях, потом записывался в маленьких провинциальных студиях и вряд ли думал, что будет звездой планетарного масштаба. Ему повезло, его нашёл и отвёз в Чикаго великий собиратель блюзовых чудес Алан Ломакс и мы никогда уже не узнаем, был ли Мадди действительно лучшим или попал в нужное время — в нужное место. Но этого оказалось достаточно – теперь он великий. Формальный успех, те же премии «Грэмми», не обходили музыканта стороной, его коллекция включает шесть статуэток, но посыпались они на него только в 70-х годах прошлого столетия, когда музыканту было уже около шестидесяти — точный год рождения гения, как и приличествует в жанре, — неизвестен.
На альбоме много вещей подписанных McKinley Morganfield. Это и есть настоящее имя артиста, есть также вещи его собрата по жанру Вилли Диксона – блестящего автора, но менее харизматичного исполнителя. Уотерс же, кроме всего прочего, ещё и на удивление напористо и ярко мог подавать своё искусство. Первый диск альбома содержит треки, записанные до 1958 года. Это музыка на любителя, который немало, но так артисто звучал не всегда.
Альбом показывает его именно – в развитии. И к концу второго диска начинается блюз чрезвычайной радийности, густоты и нахрапистости. Он звучит, как прекрасная и разнообразная поп-музыка. Особо радует «Big Leg Woman», тут к Мадди присоединяются звёздная компания — Бадди Гай, Вилли Диксон и Клифтон Джеймс (барабанщик, а не актёр) — в тусовке этих парней всегда давали другу возможность подзаработать. Трек же иллюстрирует то, что Мадди — один из тех, кто создал, точнее, оформил в завершённой форме стиль «чикагский блюз» – самую рокенрольную форму стиля.
Поёт Уотерс о трудностях жизни и о любви – это блюз без излишних философий. Но уровень и таланта, и материала таковы, что позволяют легко его интерпретировать. Хиты Мадди исполняли и перерабатывали бесчисленное количество раз, продолжая традицию свободного распространения блюзовых тем и образов – в этой среде долго смеялись бы над понятием «плагиат» — это искусство неповторимых исполнителей.
Мадди ввёл в обиход удивительное количество мемов – придумал ли он их или это были общеупотребительные блюзовые народные уличные темы, теперь документально установить трудно, в Штатах есть джазовые институты, они этим и занимаются – ищут корни. Нам же тут, «за океаном», ближе крона этого удивительного дерева, затмившего во второй половине прошлого века всю поп-музыкальную перспективу и все остались этим довольны. Для любителя жанра тут очень много вечно, как уже кажется, существовавших словосочетаний – «I Can’t Be Satisfied», «Rollin’ Stone», «Honey Bee», «Baby, (I’m Your) Hoochie Coochie Man», «You Shook Me». Эти обороты составляют значительное место в мире песен Мадди, это эмоционально завершенная культура, одна из основ рок-цивилизации. Уотерс занимает в ней почётное место уже больше 50 лет и останется там, пока будет существовать лёгкая музыка в её современном понимании.
Создать стиль, зафиксировать музыку, которую делает твой народ, причём так, чтобы люди во всем мире почувствовали, что время и они совпадают с этой музыкой и понесли эстетику дальше – такое удаётся единицам. Его судьба и карьера – творческая и человеческая — один из самых ярких примеров, когда человек придумывает тренды и люди десятилетиями живут по установленным им правилам. Их можно не замечать, но быть в стороне – не получится.