Попытка русского. Версия-2019

Подводить итоги года скучно, но надо. Отметим сегодня не обязательно лучших, но разных, и уж точно – наших.

Эпитафия – «Крик» (Навигатор, 2018)
Альбом, в первую очередь, хорошо спродюсирован, гитарные игры весьма разнообразны. Тут, на обоих фронтах, заправляют лидер «Эпитафии» бас-гитарист Иван Михайлов и, хорошо знакомый любителям жанра, гитарист Вячеслав Молчанов. То есть «кипеловский» бэкграунд проекта очевиден. «Копилку» авторитетности издания украшают и звёздные приглашенные вокалисты – Артур Беркут и Lexx («Мастер»). Комментаторы отмечают и пение Валерии Рукавишниковой, фонограмма вообще многоголоса и многокрасочна, но звучит на удивление не пёстро или как-то разбросанно, нет – все краски подобраны точно и расположены взаимополезно.
Мунковские ассоциации обложки фанатам могут всё же оказаться далеки. В остальном «Эпитафия» находится вполне в рамках стиля, с той долей жести и страха, которая вполне в духе других звёзд тяжёлого жанра. Формальные признаки «ужаса» отрабатываются исправно. Вещи «Страх» и «Боль» оказываются в числе самых заметных композиций. Отметим и реально работающие тексты Натальи Муромской. Диск соединяет настроения и ритмические изыски разных подстилей метала. Они объединены малоинформативным ёмким и малоконструктивным, даже плакатным термином модерн-метал, но альбом и сам по себе, без лозунгов, объясняет происходящее – он самоценен и самодостаточен.

«Наречие» (SketisMusic, 2019)
Определение термина «наречие» не очень-то нам поможет. Это (всё же вчитаемся, вспомним школьную программу) – признак предмета, признак действия, даже признак признака… То есть нечто уточняющее и раскрывающее суть, которая, ага (!), тоже где-то тут, но… спрятана. Именно в этом духе выдержана – туманная и неэмоциональная обложка релиза группы из славного города Белгорода. Тут явно надо идти вглубь, разбираться, иначе всё останется размытым, но вроде бы мы и так знаем, что там, в глубине таких пейзажей.
Особо ценно то, что материал альбома, по большей части, именно народный. При этом, исполнители не любуются своей «натуральностью», а играют интересную rock-world music. Формула, по которой построена запись, проверена и привычна. Под фолковое многоголосие подложена уверенная работа ритм-секции. Варган, колёсная лира, флейта и кларнет, работающие за фолк-духовую секцию, отвечают за аутентичность. То есть группа звучит плотнее и ритмичнее, чем привычные фолк-группы и фолковее, чем те рок-команды, которые добавляют в аранжировки элементы этники.
Белгородцы явно старается сделать слушателям «красиво», интересно, но, при этом, отдают лидерство певцам. Вокальные кондиции Алексея Ничипорука с Викторией Косаревой и Аллой Фомкиной, их умелость и активность очевидны. Рок-риффы же иногда звучат так, словно их побоялись сделать напористей и жёстче, прибрали. Постоянно кажется, что их равный поединок с многоголосием альбом бы украсил – тут же гитары прячутся на второй план.
Выделим «Штой па мору» (белорусскую версию свадебной песни Смоленской области «Как по мору») и духовный стих на музыку Андрея Котова (ансамбль «Сирин») «Заведу я компанью». «Как под Киевом, под Черниговом» – последняя композиция альбома, использует элементы традиционной песни и стихотворения и получается вообще лучшей вещью альбома – в ней составные части сложились воедино гармоничнее всего.

Абвиотура «Страшновесело» (Навигатор Рекордс, 2018)
Павел Лапыгин (вокал, гитара), Андрей Шеремет (бас, компьютеры), Александр Яковлев (барабаны, перкуссия); Роман Коробейников (гитары) – ростовско-московская этно-кор команда не первый год, с постоянством и мастерством продвигается оригинальное видение национального рок-музицирования. Словотворчество на границе с этнографией – для «Абвиотуры» норма, как и оригинальность аранжировок при них – парни действительно имеют своё лицо, что превеликая редкость для нашего времени.
В тоже время, новая запись сильных эмоций, катарсисов и трагедий не дарит. «Шастать по небу…» – вот её настроение, приплясывающее и резвое, она ближе к мечте, к резкой иронии. Материал альбома требует отделки, огранки. В песнях звучат, сплетаются казацкая, южная интонация, общерусская кручина, накатистая, динамичная гитарная рок-музыка и девичьи бэк-вокалы. Лихие гитары, воспоминания о СашБаше, Сестёах Маренич и Владимире Высоцком вводят, вкручивают релиз в ряд славянской культуры, формируют идею о неофисном, непафосном и, при этом, современном эстетическом пространстве. Принимаем, повторяет термин «этно-кор», самоназванный стиль группы, отменно описывающий происходящее в этой музыке.

Выход «Подкрался» (Отделение Выход, 2019)
Суперзвезда андеграунда Сергей «Силя» Селюнин ухитрился и тут скроить шалость. Известно, что уж – он не такой как все, он и особенный, и простой – одновременно. Выделим на альбоме легендарную «Ты пригласи меня на анашу» – с вокалом Юлии Теуниковой и виолончелью Петра Акимова, «Танцуй зомби», «Танк сильнее слона» и новый супер-супер хит «Должен кто-то первым». Трек «Осенняя соната», включённый в бонусы, показывает, кто тут есть кто. Это эстрада (sic!), что, конечно, шок, кому-то радостный, кому-то не очень.
На отдельных треках в составе мелькают звёзды-инструменталисты: Маша Логофет – скрипка; Николай Рубанов – саксофон; Александр Ляпин – электрогитара. Альбом живёт в двух вариантах сведения, их сделали Алексей Кустов – с подзаголовком «Грубо», а Евгений Гапеев – «Нежно». На обложке альбома имеются соответствующие наклейки. Результат не так уж нежен и не так уж груб, но и разница есть и решать вопрос «кому – что» придётся каждому самостоятельно.
Казалось, что все напряги, связанные с этим кругом музыкальных личностей и легенд, остались в сфере бодро разлетающейся и уже допечатываемой (бумажной, бумажной – не сомневайтесь!) книги «Яд», в которой Силя нелицеприятно, некорректно и нескучно, собственно в своём духе и в своей букве, кроет направо и налево тех, с кем он знаком и виделся. Так ситуация с группой и развивается – Силя иронично смеётся, медиа бегают за более понятными героями, жизнь идёт своим чередом. Предупредим по-хорошему – ребёнка от проигрывателя можно бы и убрать, ненормативничает Силя без предупреждения, заводно и диковато. С интересом ждём продолжения процесса подкрадывания.

Tags:

Comments are closed

Архивы