Вежливый Отказ «Опера-86» (Геометрия)

Такого от «русского рока» никто не ждал, да и сейчас не ждёт, но в истории жанра были удивительные ситуации и этот альбом – один из таких поворотов судьбы, растворившаяся во времени надежда на уникальный путь.

С первых аккордов запись путает восприятие – профессиональный вокал, «космические» наивные электронные клавишные, авангардный текст, меняющийся ритм игривой песенки «Ракеты-Кометы», в которой, тем не менее, есть и развитие, и апофеоз. Уже долго продолжающееся, упорное и последовательное издание альбомов московского Кружка музыкальных изысканий «Вежливый отказ» в формате «делюкс», в полном соответствии с нетривиальным подходом коллектива к музыке, завершается… началом её дискографии – дебютной записью.
Название «Опера-86» для альбома рок группы и сейчас звучит провокативно, что уж говорить про 1986 год, когда он был создан. Отношение к альбому у публики было довольно осторожным – для протестного сознания он был откровенно странен, а в академическое мировоззрение никак не вписывался. Это положение «между стульями» и определило уникальный формат команды, чей иронично и сложно сделанный арт-рок идёт рука об руку со столичным авангардом во всех его проявлениях — от художественного до поэтического.
Разнообразна и связь группы с академической музыкой. Сейчас это — участие в проектах Владимира Мартынова и Павла Карманова, а на дебютном альбоме – открывающий трек-лист номер «Ракеты-Кометы», до сих пор исполняемый в особо «торжественных» случаях первым вокалистом, а ныне бас-гитаристом группы Дмитрием Шумиловым, закончившим отделение академического вокала Мерзляковского училища. Обязательно отметим и экстра-бонус альбома — mini-CD, на котором записан вокальный цикл советского композитора-авангардиста Александра Мосолова «Четыре газетных объявления», исполненный лидером «Отказа» Романом Сусловым под аккомпанемент пианиста Петра Айду. Произведение спето с особой эмоциональностью и ретро-эстетикой, подчёркивает своеобразие и неакадемичность вокала Суслова, что делает опус документом эпох – и той, когда он был написан, и этой — когда сделана была запись да, пожалуй, и объединяет их.
Концертные аудио-записи тех, былинных, времён составили второй диск комплекта. В него вошли концерты 1986 года, состоявшиеся в ДК ЖБИ и в ДК МИИТ. Там особую свободу получают «космические» клавишные Петра Плавинского – бывшего одним из создателей и лидеров группы, но ушедшего после записи этого альбома.
Название команды и, сформулированное в те годы, позиционирование – «профанация тоталитарного героизма» — говорят об аккуратной, хорошо воспитанной, но нескрываемой иронии, главного, а то и единственного оружия человечества в борьбе с мракобесием. «Опера-86» показала возможный путь в будущее, которое не наступило, да группа и сама пошла оригинальным, но другим путём. Говоря про альбом, самиздат использовал выражения типа «…пролог нового идеологического направления в отечественной рок-музыке» и «Похоже, детство нашего рока позади». Больше такого про этот жанр не говорили никогда.