Аукцыон «Мечты» (Геометрия, 2020)

Иногда кажется — мы мечтаем всё мельче, приземлённей и практичней, примитивней и скучней. Нет? Отлично! Разберёмся с этой стороной мировоззения и мироощущения, с тем, как она отражена в новом релизе знаменитой группы.

«Мечты» «Аукцыона» светлыми и наивными не назовём. Но они очень красивы, они такие… словно с патиной, чуть замутнённые, что ли. Словно из полусна, на границе подсознания и бесконечного полёта, импрессионизма и лёгкого сюра. Они то порыкивают низкими звуками духовых, то ноют как старые раны, но они, совершенно точно, не истеричны и не пафосны.

Кажущееся ну очень простым название альбома создаёт всё более сложное чувство по мере углубления в материал – в оформление, звучание, в смыслы и образы. Диск «Аукцыона» наполнен потрясающей и современной – в духе серьезных примеров, а не навязчивой плясовщины – музыкой и особым светом. Лидер группы, вокалист и гитарист, автор музыки Леонид Фёдоров ловит и дарит чудо затягивающих мелодий, напевов, которые хочется слушать и повторять. Почему у него это получается так в наше, кажущееся не мелодичным, время, когда многие его коллеги замерли, словно древние жуки в янтаре, ну или в бетоне, кто ж знает…

Это хорошая и умная музыка, смешивающая психодел, джаз-рок, арт-рок. Духовые иногда превращаются в брасс-оркестр, а иногда в пляску бэнда фри-виртуозов. Песни альбома звучат мягко, они не затягивают внутрь своего мира, своей эстетики, а, с некоторой прохладой, как духи, кружат вокруг слушателя и будто тянут его за самые тонкие струны души, тревожат, но до боли не доводят. Получается особый, хрупкий психодел – нырнул в сон, полетал там, можно остаться, полетать ещё, а можно и обратно. Лучшее выражение этого ощущения – жестикуляция Олега Гаркуши, в ней границы между жанрами и настроениями словно стираются, растворяются.

Тексты всех песен альбома написал Дмитрий Озерский, кроме, заслуживающей особого внимания, таинственной «Затаись и жди». Тут слова принадлежат Гаркуше, а композиция звучит, как поклон Егору Летову. Близость ГО и Ы только кажется парадоксальной, их миры имеют связь, как теперь понятно, не только историческую, но и эстетическую.

В коробочку – упаковку релиза хочется «играть», рассматривая её. Ярко-блёклый слипкейс и взрывной, перенасыщенный образами — от банки с вареньем до пинап-картинок — диджипак внутри, формируют особый строй мысли, подход к оформлению релиза. Оно может восприниматься и как свободный всплеск художественного замысла автора дизайна Игоря Крутоголова («Крузенштерн и Пароход»), и как повод для размышлений о концептуальности и новом качестве в искусстве издания музыки.

Альбом, презентованный ещё весной в сети на платформе Arzamas, спровоцировал большие ожидания и группа оправдала всё лучшие из них. Он даёт надежду, что рок-музыка вновь становится серьёзной. Из песен же также отметим  годные для протяжных танцев «Каникулы» и «Тиша». Ну и тема для ещё одного разговора, уже сравнительно давно известная вещь «Волны те», которая определена, как бонус. На самом же деле она завершает сюитную форму альбома, который начинается с вещи «Догоняя волны». Что ж, «Мечты» заканчиваются, да здравствуют мечты!