Михаил Давыдов: Объяснять вообще ничего не нужно!

Знакомимся подробнее с яркими фрагментами недавнего фестиваля «Геометрия: 20 лет правильной музыки». На фесте был презентован альбом «Ничком» группы «С коленями как у птицы» (С.К.К.У.П.) из Смоленска. Говорим с лидером команды Михаилом Давыдовым про пересечение жанров, взаимовлияние эстетик, искусства и жизни — на темы, которые настоящее время зачастую обходит.

KBanda.ru: Как отбирались вещи для альбома?

Михаил Давыдов: Это новый альбом. Песни записаны в последние три года, но нигде не издавались. Они создавались как на мои, так и на чужие тексты. одна» собрана из двух чужих песен — Глинки, и Утесова, плюс добавлен кусочек из стихотворения Буковски.

KBanda.ru: Есть ли у альбома сформулированная, точно выраженная идея?

Михаил Давыдов: Общая идея по настроению, наверное, соответствует фильму «Небо над Берлином».

KBanda.ru: А можно про знаменитый фильм Вима Вендерса — подробнее.

Михаил Давыдов: Я не думал, почему он мне так нравится. У меня может одновременно играть Чет Бейкер и идти «Небо на Берлином», но я его не смотрю, а слушаю и получаю от всего этого наслоения особенное тепло.

KBanda.ru: Что-то ещё можно вспомнить из влияний?

Михаил Давыдов: Мне и большинство фильмов Джармуша нравятся. А веселая музыка никогда не нравилась, в свое время, очень давно, я был в восторге от песни Майка — «Ода ванной комнате», из альбома LV. Я в машину нарезал диск, на нём две совершенно разные пластинки, вначале Джон Леннон с пластинкой 1970 года Plastic Ono Band, в потом играет саундтрек к фильму «Лифт на эшафот» Майлза. Дэвиса. Музыка разная, а ощущение, настроение одно.

KBanda.ru: Сергей Курёхин говорил, что музыка только тогда русская, когда она безумна. Как ты относишься к этой мысли? Иначе — является ли абсурд тут, у нас, выражением чего-то национального?

Михаил Давыдов: Согласен с этой идеей полностью.

KBanda.ru: Что такое абсурд в варианте С.К.К.У.П.? Можно ли, нужно ли объяснять абсурд в искусстве? В жизни?

Михаил Давыдов: Самовыражение, подсознательный выплеск…, все подходит! А объяснять вообще ничего не нужно!

KBanda.ru: Михаила Жванецкого, которому принадлежит текст одной из ваших песен, можно ли назвать мастером именно абсурда? Он иногда внезапно, неожиданно логичен, а иногда поднимается над стандартной логикой.

Михаил Давыдов: Моно вряд ли, он же умница… Нашу «Песню про раков» он одобрил. Я ходил лет пять с этой идеей, так как текст мне казался грустным, это же текст о безвыходности. Мрачный текст. За полгода до его смерти я спросил разрешения, послал ему запись. Трек понравился.

KBanda.ru: Есть ли музыканты, с которыми вы чувствуете внутреннее родство, такое близкое дыхание.

Михаил Давыдов: Их много, это и Can, и Лу Рид, и То́мас Уэ́йтс, и Бликса Баргельд.

KBanda.ru: Есть ли у тебя контакты, коллаборации с отечественными фри-джазменами, рокерами, играющими свободную музыку?

Михаил Давыдов: С удовольствием имел опыт игры с Сергеем Летовым, Владом Макаровым, Коликом Рубановым. С Алексеем Борисовым поигрывали раньше часто, что в Смоленске, что в Москве.

KBanda.ru: Считаешь ли ты эстетически близкими ранний Аквариум со стихами Джорджа Гуницкого, Звуки Му, Сергея Курехина? Ещё кого-то?

Михаил Давыдов: Они великолепны, прибавил бы еще и Майка, и «Ночной Проспект», и ЗГА, и Дмитрия Озерского, и Контору Кука, и ДК.

KBanda.ru: Можно ли как-то описать ваш творческий процесс, как появляются такие песни, как твои?

Михаил Давыдов: Мне иногда даже смешно слышать фразу — «что вижу, то и пою»! Одно слово можно говорить по-разному, с разной интонацией, как произнесешь, такой и смысл, ощущение, и это уже — песня! Один раз шел минут 15 за человеком, который разговаривал сам собой, прошел свой поворот… получил удовольствие. Люблю, когда люди разговаривают сами с собой, все честно! Позже, когда прочел «Обед нагишом» Уильяма Берроуза, утвердил это свое отношение к саморедактированию. Да и музыка такая же нравится, такие концерты, где отсуствует это саморедактировние.

KBanda.ru: А как обстоят дела с литературой ? Кто ещё близок?

Михаил Давыдов: К сожалению, я не разбираюсь в литературе, мне больше захочется послушать новую пластинку Pere Ubu, да и старой музыки много хорошей не прослушанной, на остальное время не хватает. Cтараюсь отслеживать новинки, но больше всех повлияли битники и Сэмюэл Беккет. Когда читаю их, есть ощущение, что это я, это про меня, это мое!

KBanda.ru: Действительно, на альбоме много текстов Беккета. Давай подробгее остановимся на его влиянии.

Михаил Давыдов: С его творчеством я познакомился лет десять назад, когда подарили книжку сценариев разных авторов — спектаклей абсурда. Там была пьеса «Игра». Потом уже — «Возвращение Годо».

KBanda.ru: Беккет «просто» совпал с тем, что было у тебя в душе? А до него, что было?

Михаил Давыдов: Да…. совпало точно в десятку! А до этого Хармс, конечно. Но больше всего влияли диалоги в фильмах, того же Линча, или Джармуша, или Годара.

KBanda.ru: Как формировалась группа, это был естественный процесс или был целеустремлённый подбор исполнителей?

Михаил Давыдов: Через группу прошло много музыкантов, но, как мне кажется, отличие Смоленска от Москвы и от Питера в том, что и единомышленников мало, а тех, что есть, съедает быт. Сейчас новый состав, очень хороший, но мне все составы нравились.

KBanda.ru: С кем писали альбом «Ничком»? Лидер группы «Хроноп» — Вадим Демидов говорит, что вообще лучше это делать одному. А кто-то всю жизнь вместе ходит, люди разные.

Михаил Давыдов: Альбом «Ничком» практически я делал один, кроме песен для которых придумывались партии бас-гитары — с Сергеем Мартыновым. Одному хорошо, но скучно, в последнее время в основном один и парюсь. В этом вопросе прав Кейт Ричардс- чтобы написать песню, нужны двое.

KBanda.ru: Поговорим про концертный состав, там же играет твой сын. Нравится ли ему? Как появились другие музыканты — электронщик, духовик.

Михаил Давыдов: Да, сейчас играю с сыном, Артемом (гитара), он прекрасно знает мой вкус, и что мне нужно. К тому же он — хороший музыкант, записывает свою музыку, смесь 60-х с нашим временем. Проект называется Davydov. Ему очень нравится Love и 16 Horsepower, как по мне, музыка у него очень красивая. Максим (драм-машина, сэмплы, грув-бокс, SFX) играет на электронных приблудах, раньше играл на ударных, пришлось поменять инструмент на более мобильный, опять же, так проще в Смоленске. С Рамилем (тромбон) знаком лет десять, он мне очень нравится как музыкант, и человек он — замечательный. Мы его иногда приглашаем, когда в Москве играем, если, конечно, у него есть время.

KBanda.ru: Расскажи про музыку, откуда она такая берётся? Это ассоциации какие-то, эксперимент? Какой вклад участников группы

Михаил Давыдов: Я приношу текст, идею, рисую образ. Скажем, если текст про сияющий пень в ночном лесу, то нужно это изобразить в музыке — пень и ночь, а не салют и пляж! Вот они и делают музыку. Это такое совместное творчество.

KBanda.ru: Под вашу музыку танцуют. Вы планировали это?

Михаил Давыдов: Ритм уводит, ритм заводит, это, наверное, следствие спонтанной энергетики

KBanda.ru: Что человек должен после вашего концерта понять, почувствовать?

Михаил Давыдов: Тут мне приходит в голову фраза из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»:

— Как Вы себя чувствуете?

— Отдохнувшим…

===================================================== Использованы материалы из Викиновости — Люблю, когда люди разговаривают сами с собой