Вадим Демидов, лидер группы «Хроноп» (Нижний Новгород) – лауреата легендарного фестиваля «Подольск-87». Новый альбом команды – «Самостояние» сначала вышел в Интернете, теперь издательство Геометрия выпустило тираж на CD с бонусами и стильным оформлением. Говорим с Демидовым о современной музыке, о смысле слов и о духе нашего времени — в этом он разбирается и как писатель, и как рок-музыкант.
КБанда: Что такое для тебя «Самостояние», как ты определяешь это понятие, что хочешь донести названием альбома?
Вадим Демидов: Боюсь, если всё тщательно разжевывать, потеряется магия этого пушкинского слова. Мне хотелось бы, чтобы каждый его по-своему интерпретировал. Впрочем, можно перечислить несколько однокоренных слов: самостоятельность, стоять, выстоять. В них есть дух времени.
КБанда: Альбом в целом мягок, в нём нет ярко выраженного неприятия происходящего вокруг. «Хроноп» пошёл «в обход»? При этом, группа сейчас — студийный проект?
Вадим Демидов: Да, это та самая мягкая сила. Нет ничего слабее и нежнее воды, но она точит камень. «Самостояние» — уже второй альбом, записанный как бы «без группы», и в этом свободном плавании я счастливо насочинял всяких мудрёных аккордовых последовательностей. То есть отсутствие группы меня по-хорошему раскрепостило — имело положительный эффект.
Как всегда, много сил альбому отдал продюсер Алекс Репьёв, он и звук придумывал, и сыграл на самых разных инструментах. И флейтист «золотого» хроноповского состава Андрей Малых принял участие в доброй половине треков, а каждая его партия на вес золота.
{youtube}j6ZCnODay78{/youtube}
Презентация альбома « Самостояние» группы «Хроноп»
КБанда: ‘В альбоме присутствуют элементы серьезной музыки. Но звучит «Самостояние» ясно, понятно. Зачем было нужно это усложнение? Можно ли сказать, что напряжение, проблематика ушли в глубину, стали взрослее?
Вадим Демидов: Думаю, есть минимум две стратегии развития взрослого рокера. Он либо в конце карьеры упрощается и попсеет, стараясь таким образом удержать тающую аудиторию, либо эволюционирует в сторону усложнения, глубины. Мне больше импонирует вторая стратегия. Я всегда слушал артовых людей, в диапазоне от Кримсона и Дэвида Сильвиана до Radiohead и, скажем Сакамото и Гласса. Сейчас Дэймон Албарн (Blur) выпускает альбом примерно в ключе Сильвиана, я слежу за его публикуемыми синглами. Все это вдохновляет меня, я стремлюсь самого себя удивить, вступить на неизведанные еще земли.
КБанда: Что на альбоме должно восприниматься не как рок, а как более сложная музыка?’
Вадим Демидов: Например, песня «Мне больше нельзя терять друзей». Там прогулки из одной тональности в другую. Тоже самое в «Басё». И «Возьми мою рыбу». И «Первая водка свободы».
КБанда: Как для тебя выглядит этот симбиоз лёгкой и серьёзной музыки – при более широком взгляде?
Вадим Демидов: Сейчас поп-музыка и музыка академическая несколько переплелись. Например, Radiohead, Sigur Ros и Рю́ити Сакамото — это еще поп-музыка или уже академическая? Сегодня записывается немало сложной музыки, но в обертке музыки популярной. На это есть спрос, интеллектуалы еще не перевелись. Проблему я вижу в другом. У интеллектуалов на Западе есть деньги, и они могут поддерживать свою любимую музыку, — покупают диски, ходят на концерты. В России намного сложнее: здесь у интеллигенции, как правило, мало денег, и поэтому нет возможности посещать концерты, приобретать музыку. Особенно в провинции с этим беда.
КБанда: Тенденция есть — согласен. Например, недавний альбом Антона Батагова «Оптический обман» наводит на именно такие мысли. Что из непростой музыки тебе понравилось, что нет?
Вадим Демидов: Последний альбом Батагова — да, там замечал схожие конструкции. Мало кто так умеет. Чтобы и прогрессии непростые, и чтобы внятные мелодии. А не понравилось… послушал последний альбом Yes, так это вообще фигня какая-то.
КБанда: ‘В: чем позитивность сетевого релиза, чем он лучше физического? Лучше ли? Твоё мнение о физических носителях, об их будущем, судьбе. Применимо ли вообще к искусству понятие технический прогресс?
Вадим Демидов: Сетевой релиз делает большой охват. Но всегда находятся люди, которым недостаточно папки с mp3-файлами, хочется что-то подержать в руках, рассматривать картинки, видеть тексты песен. Понимаю их, я сам главное музыкальное крещение получил на горьковской Куче, где мы менялись пластинками. Принести домой новый пласт, исследовать его сверху донизу, переписать в блокнот список песен и музыкантов, заслушать до головокружения — во всем этом было нечто религиозное.
КБанда: Разве при слушании сетевого релиза не происходит потеря глубины восприятия, не уменьшается время жизни музыки?
Вадим Демидов: Я ежедневно отслушиваю все новые релизы в диапазоне от инди до поп-музыки, в основном, правда, это западная музыка. У меня есть два-три любимых музыкальных портала, выкладывающие новинки, вместе с ними я и начинаю день. И я счастлив, что сегодня у меня есть такая возможность. Я всегда в курсе современных тенденций, а за последние, скажем, года три музыка серьезно изменилась, стала более медленной, более чувственной, интимной. И практически исчезло то, что мы раньше называли роком. Его место, как мне кажется, заняли сингеры-сонграйтеры, их стало очень много, они — новый мейнстрим.
И я не понимаю, в каком тут месте происходит потеря глубины восприятия. Она лишь от настроек самого слушателя зависит и больше ни от чего.
КБанда: Раскрой, пожалуйста, символизм обложки. Она более лаконична, чем обычно у «Хронопа». Как это объяснить?
Вадим Демидов: Видимо, время требует простых образов. Встань и иди.
КБанда: Можно ли обложку соотнести с, допустим, бумажным солдатом Окуджавы? Ещё вспомнились фигурки на развороте второго альбома Jethro Tull, бумажные куклы, которые были у предыдущих поколений.
Вадим Демидов: В оформлении нашего альбома «Сейчастье» мы уже использовали картонные фигурки, поднимающиеся при открытии страницы, повторяться не хотелось.
КБанда: Расскажи, если можно, про использованный шрифт.
Вадим Демидов: Это «Доброшрифт». Это создали дети с ДЦП. 33 ребенка написали по букве, из которых дизайнеры сделали профессиональный шрифт. Я вообще люблю рукописные шрифты, а этот особенно хорош.
КБанда: CD-альбом отличается от сетевого бонус-треком, который записывался в последний момент. Этот трек был важен именно как бонус к этому альбому или у него свой особый смысл и будет особая судьба?
Вадим Демидов: Еще летом, когда мы с представителями «Геометрии» говорили о возможном релизе, я предложил включить в него какой-то новый трек. Мне показалось, что это было бы красиво. Тогда я еще не знал, что это будет. Возможно, еще один ремикс. Возможно, какая-то неизданная демка.
Но дожили до осени, а в планах на сентябрь была запись «Шахуньи» — чтобы успеть к године Ирины Славиной. Конечно, эта песня должна была войти в «Самостояние», ведь сочинилась она на девятый день после гибели Ирины, то есть год назад. Но тогда записать ее в студии не получилось, не было ни денег, ни человеческих ресурсов. А сейчас карты сложились. И к альбому это — прекрасный бонус.
КБанда: «Шахунья» посвящена Славиной. Есть ли у песни подзаголовок или должно быть всё понятно и так?
Вадим Демидов: «Шахунью» я написал на 9-й день после гибели Ирины. И, разумеется, она ей посвящена. Тут не надо никаких подзаголовков, кому надо — те всё поймут.
КБанда: Виктор Сологуб («Странные игры», «Игры», «Deadушки») сделал для альбома ремикс. Расскажи историю его появления.
Вадим Демидов: По мере записи «Самостояния» я по-приятельски показывал Виктору новые песни. Просто записывал дома на телефон и отсылал ему. Три или четыре. И одно время он загорелся идеей спродюсировать песню «Басё». Но, увы, он постоянно загружен работой, пишет киномузыку, поэтому не вышло. А демку «Возьми мою рыбу» я ему выслал 10 февраля прошлого года, это был мой день рождения. И к вечеру того же дня он прислал мне подарок, — наложил на мою демку разные шумы и перкуссию, и получился вполне слушабельный трек. И когда я уже записал «Рыбу» в студии, то попросил его наложить те же звучки на студийные мультитреки. Что он и сделал. Но на следующий день прислал еще один микс. Потом третий. Постоянно вносил коррективы. И в финальный трек он вписал трубу Вячеслава Гайворонского. Они вместе работали над киномузыкой, и Виктор попросил его и в нашу «Рыбу» немножко сыграть.
КБанда: Какое значение для тебя имеет твой новый альбом — сейчас, когда уже прошло время, улеглись эмоции, устоялись мнения?
Вадим Демидов: Для меня «Самостояние» — самый сбалансированный альбом «Хронопа». Продуманная музыка, продуманные тексты. И чувствуется, что песни не вымучены, у них свободное дыхание. И я не раз слышал, что это наш magnum opus.
КБанда: Какой реакции ты ждёшь от современной музыкальной критики?
Вадим Демидов: Нет того, кто бы мог со знанием дела рассказать про наш новый альбом. Но музыканты это понимают. Женя Федоров (Tequilajazzz), Инна Желанная…
КБанда: Есть информация, что идёт работа над следующим диском группы. Каким он будет, в каком формате будет издан?
Вадим Демидов: Знаешь, когда выходит работа, которой ты сам гордишься, и которую коллеги оценивают достаточно высоко, это немножко окрыляет. Вселяет, что ли, уверенность. Во всяком случае, мы начали запись новых вещей с каким-то приятным чувством. А насчет форматов, в которых он будет издан, поговорим через годик.
КБанда: Есть ли планы, предложения выпустить винил? А то на полках у всех стоит одинокий альбом «Здесь и сейчас».
Вадим Демидов: Планы выпустить все альбомы «Хронопа» на виниле есть, но предложений, как назло нет.
КБанда: ‘Вернёмся в финале к началу, к названию альбома. Говорим «Дух времени»… неизбежно всплывает понятие «zeitgeist»… Смысл нашего времени в том, чтобы сохранить себя и сейчас это чувствуется особенно остро, хотя и имеет для разных людей разное наполнение?
Вадим Демидов: Zeitgeist и переводится как дух времени… Ну а что делать сегодня, как поступать сегодня — каждый решает самостоятельно. Вера Полозкова пишет: «это сопротивление приказу тлеть». Я бы добавил: нужно влиять на то, на что вы влиять можете. К примеру, на добрый нравственный климат. Делать, что получается. Наблюдать, запоминать, описывать. Понимать, что ты сам — своя страна.
Использованы материалы из Викиновости – Вадим Демидов (Хроноп): Интеллектуалы еще не перевелись
Comments are closed