Ivan Irkov artist: Что общего между оптической живописью Ивана Иркова и средневековой математикой

С 31 января по 28 февраля в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) проходит выставка «Изображение абсолюта в архитектуре и живописи», в которой представлены оптическая живопись Ивана Иркова и памятников средневековой арабской архитектуры.

В 2007 году стало понятно, что мозаики Пенроуза, математической конструкции, намного больше лет, чем можно было себе представить. Питер Лу (Peter J. Lu), физик из Гарварда (Harvard University) за компанию с другим физиком — Полом Стейнхардтом (Paul J. Steinhardt), но из Принстона (Princeton University), — опубликовал в Science статью, посвящённую мозаикам Пенроуза . Казалось бы, неожиданного тут немного: открытие квазикристаллов привлекло живой интерес к данной теме, что привело к появлению кучи публикаций в научной прессе.

Однако изюминка работы в том, что она посвящена далеко не современной науке. Да и вообще — не науке. Питер Лу обратил внимание на узоры, покрывающие мечети в Азии, построенные ещё в Средневековье. Эти легко узнаваемые рисунки сделаны из мозаичной плитки. Они называются гирихи (от арабского слова “узел”) и представляют собой геометрический орнамент, характерный для исламского искусства и состоящий из многоугольных фигур. Архитектурные памятники с узорами гириха соседствуют на выставке с очень необычной живописью Ивана Иркова, в которой нет изображения живых существ, также как и в исламском декоре. Его работы это завораживающее зрелище: полотна приковывают внимание зрителя к себе, гипнотизируют, создавая оптические иллюзии. 

Работы Иркова характеризуются точно выполненной сеткой пересекающихся и параллельных линий, вызывающих иллюзию движения и вибрации. Уверенно проведенные линии обычно создают пространства без конкретных форм и объектов, оставляя место для различных интерпретаций.

Создается ощущение, что Ирков медитирует во время создания своих работ. В конечном счете, перед нами предстает его очевидный замысел. В работах Иркова легко проследить изначальный план, а также насколько сильно он видоизменяется в процессе, насколько линия, ведущая его руку за собой, влияет на смысл, как глубоко в суть вещей позволяет проникнуть созерцание, очищающее сознание от навязчивых мыслей, нежелательных рассуждений и блужданий. Медитативное состояние при созерцании оптической живописи Ивана Иркова дает возможность зрителю погрузиться в состояние освобождение от условностей и постичь истину и Абсолюта. 

Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.

Tags:

Comments are closed

Архивы