“Телесная геометрия” — первая ретроспектива Виктории Соколовой, показывающая работы за последние 10 лет. Развитие ее творческого стиля стремительно, и эта сольная выставка демонстрирует работы Виктории от самых ранних абстрактных экспериментов до вполне сложившихся геометрических полотен с вкраплениями трогательной личной истории.
Работы, открывающие экспозицию, иллюстрируют легко узнаваемое влияние модернизма. На первый взгляд кажется, что живопись Виктории демонстрирует типичные проблемы модернистской живописи, от озабоченности вопросами цвета и формы до минимальной инсталляции самой выставки.
Виктория Соколова отмечает значительное влияние на свое творчество Казимира Малевича, Пита Мондриана и Марка Ротко, хотя ее собственная практика свидетельствует о заметном отклонении от вышеупомянутого. В отличие от настойчивого стремления модернизма к искусству, которое занимается исключительно формальными вопросами, работы Виктории свидетельствуют об автобиографической и культурной истории с тех самых пор, когда она начала включать в картины документы из личного архива.
Продвигаясь дальше по экспозиции, мы встречаем работы Виктории Соколовой из других живописных циклов, вдохновленных исследованием наследия модернистской абстрактной живописи с иной точки зрения, в отношении к более широкому контексту, то есть к потребности человеческого общества оставлять следы и истории самого себя, но в то же время проекции себя в будущее. Здесь мы видим те самые “автопортреты” Виктории, сложенные из фотографий, дневников, повторяющихся квадратов из листов записной книжки, покрытые живописными сетками.
Поверхности работ часто разделены на секции четкими, порой грубыми, четко осязаемыми границами, проведенными маслянной краской с помощью кисти или ее черенка. Материальность этих работ воплощает в себе телесные качества, которые для художницы восходят к травматичному опыту взросления в строгой патриархальной семье.
Завершают выставку самые новые работы, которые постепенно сближают метафорический автопортрет с портретом в почти буквальном смысле этого слова: Виктория добавляет на полотна изображения частей своего собственного тела.
Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.
Comments are closed