Sergei Nikonov artist: ясность живописных экспериментов

При входе в выставочный зал НИИ Паразит Gallery зритель мгновенно попадает в иное измерение, зачарованный увиденным: с 5 по 30 апреля 2023 года здесь проходит выставка Сергея Никонова Сияние. 

Первая же работа Никонова, попадающая в наше поле зрения, «Без названия» 2022 года, демонстрирует серию преобладающих цветов: серебристый металлик, пыльно-розовый, лазурь и более резкие акценты кирпично-красного. Они собираются вокруг белого иллюминатора в центре картины. Цвета создают впечатление, что мы смотрим сквозь живописные события в тревожную (или мирную, в зависимости от вашей точки зрения) пустоту, которая способна разговорить или активизировать мышление даже самых опытных художников. В этом пространственном движении на них также влияют бесчисленные переменные прозрачности, пастозности и блеска. Все они играют роль в модуляции живописного пространства вокруг повторяющихся светлых пятен, которые “закрепляют” каждую картину.

Другие работы демонстрируют, что Сергей Никонов использует серебряную металлическую краску в качестве основы вместо белой, чьи свободные электроны вибрируют и излучают свой собственный холодный свет наряду с переходами к более четким оттенкам. В Без названия №6, 2022, металлический фон служит эмбиентной сценой, над которой появляются почти призрачные пассажи лилового, охры, бордового и белого цветов. В правом верхнем углу есть два серых зигзага, а прямо слева — легкий сиреневый туман. Сухая графитово-серая линия опоясывает его, словно отвечая графическому весу соседних белых змей. Можно зацикливаться на бесконечных деталях, таких как эта, операционализируя их с соседними проходами, но это кропотливая работа, которая вознаграждается за наше пристальное внимание. Наш взгляд, если он склонен к этому, в конце концов расслабляется, позволяя этим живописным эффектам смыть наше понимание логики.

В сотнях решений, которые Сергей Никонов принимает для каждой картины и многие из которых тут же отвергает из любопытства или сомнений, мало визуальной информации, которую он бы не учитывал. В его картинах есть ясность, возникшая в результате цепочки живописных экспериментов, направленных на соответствие визуальным явлениям. Только он может решить, каков «правильный» результат этого процесса, как это делает любой живописец, но его претензия на верность превращает различие между субъектом и объектом в живую игру сознания и восприятия. Это зал зеркал, чей путь к ясности представляет собой строгий процесс, выражающийся в повторениях и ритмах.

Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.