Громыка «Мир да любовь» (Moroz Records 2023)

Новый альбом петрозаводской шоу-группы звучит в их проверенном настроении – пародйно-весело и немного страшно. Оформление играет переходом от черно-красной гаммы в серый цвет. Взрыв красного, даже, пожалуй, кумачового, винила (picture disk) плюс разворотный конверт (gatefold), указанный вес винила – «правильные», хорошо известные аудиофильские 180 грамм. Всё это быстро формирует слегка изумленную улыбку, развлекает и отвлекает – то есть сделано грамотно по-медийному. Обложка тоже играет в противоречия, фольклорно-подъездно искажая в названии проекта фамилию легендарного советского руководителя, а добро и любовь, заявленные в названия диска, оказываются тут с кулаками, причем в боксерских перчатках. Наверное, уже пора смеяться.
Заявленный стиль — «тяжелый психоделический твист», неторопливый, но энергичный электронный танец двигается вперед, как немаленький автомобиль, обходясь без инструментальных изысков. Это, пожалуй, пост new wave, новая волна, бегство от рок-н-ролла в электронную музыку. Но бравый и изобретательный синтезаторный бит не вылезает вперед торжественного вокала – так работали и признанные звезды стиля — от Тома Джонса до Моррисси. Главное у «Громыки» – театр. Дуракаваляние осуществляется, конечно же, с предельно серьезными физиономиями. Первый номер «Северный потоп» предлагает электро-марш, эмоции наследуют эстетике группы НОМ. Когда звучит боевик «Не ходи на площадь, не ходи…» непросто поверить, что это эстрадный номер, а не намек на двойное-тройное дно смыслов. Но вещи «Наше родное кенгуру» или «Ну-ка канарейка» ставят всё по местам – группа ищет баланс, раздавая всем сёстрам по аккуратным серьгам.
Иронизировать над политическими кульбитами и социальными вывертами – дело хорошее. Начав карьеру с пародийно-трибунного речитатива «Говорил я вам!», группа поддерживает этот отечески-идиотический градус, попадая, при этом, и в тренды ностальгические. Эта форма памяти о Совке, наверное, нравится не всем. Но для неживших там, а таковых уже большинство, это — гомункул, парафраз серьезности и понтов ушедшей эпохи. Желание подтрунивать над напыщенными образами публичных персон просочилось с кухонь в медийное пространство и обратная связь тоже уже есть. Но другой подобной, качественно сделанной и признанной медиа, муз-продукции в этой нише что-то не видно. «Громыка» появился тогда, когда казалось — для такой эстетики места вообще не осталось, рокеры на либеральных хлебах перестали издеваться над реальностью, а реальность в ответ их просто съела. Лидер бэнда Максим Валерьевич Кошелев выглядит в ряду коллег из других групп эдакой белой вороной в черной шапке «пирожок». В числе положенных такому персонажу черт — игривая грубость и гипноз величавых жестов – и эту традицию Громыка продолжает. Но для пародийного панибратства нужно нечто большее, чем музыкальный талант, тут необходимы ум и ирония. Завершенные визуальный и поведенческий имидж команды — редкость для наших времен. Именно в этой эстетике, когда за серьезными лицами встает что-то много большее, существовали легендарные проекты ДК, «Среднерусская возвышенность», АВИА, НОМ, ХЗ. Сергею Курёхину происходящее на альбоме, скорее всего, тоже понравилось бы, хотя теперь уровень восприятия иронии другой. Но, в конце концов, получается порой просто весело, а значит и коммерчески привлекательно, хотя и остается вопрос, а шутят ли они, вообще…