Перед презентацией 23 июля книг издательства Rock-ExPress.ru, в числе которых будет переиздание, ставшей уже библиографической редкостью, монографии «Прогрессив-рок: герои и судьбы» авторства Елены Савицкой, внимательно перечитываем – вспоминаем вторую книгу автора, вышедшую в этой же замечательной серии.
Книга, заявленная, как рассказ об одном из стилей рок-музыки, по ходу чтения, вырастает в повествование об эпохе и судьбе массовой культуры. Причина – метод изложения, автор ненавязчиво и бодро объединяет эмоциональный строй рок-журналистики, с одной стороны, и методологию научного музыковедения – с другой. Соответственно, текст оказывается сочетанием академического анализа музыкальных аспектов с образной подачей стилевых особенностей рок-жанра, в котором драйв и социальный контекст важнее, чем правильно сыгранные ноты. Это противоречие очевидно и прекрасно, оно разрешается самим фактом существования такого творчества. Это и есть – жизнь.
Елена Савицкая – уникальная фигура в нашей рок-литературе. Музыковед по образованию (Академия музыки им. Гнесиных), кандидат наук, бас-гитарист, заместитель главного редактора культового фэнзина «In Rock Music Magazine», она сначала аккуратно договаривается о терминологии, а потом уже не стесняется ни терминов, ни рокенрольного сленга. Это создает особое дыхание, особый, просветительский настрой текста. «Песня развивалась, как живой организм» – так написать мог только заинтересованный человек. И словно сама, формируется картина времени – напомним, что музыка занимала «тогда» в жизни людей гораздо большее место, чем в «актуальные» времена. Книга, тем временем, уже победила в номинации “Монография” в конкурсе публикаций, проводимом Государственным институтом искусствознания,
Автор отдает много места определенным событиям, релизам – как правило, более чем заслуженно. Например, группа «Удачное приобретение» сооснователем которой был Владимир Матецкий, «Арсенал» Алексея Козлова и «Cкоморохи» Александра Градского были очень разными проектами, и мало кто решался перечислять их в одном ряду с альбомами Давида Тухманова, неизданными рок-операми «Песняров» или анализом фолк-сюит «Ариэля». Сведенные в книге, они осознаются, как единое движение. Про культовый фильм «Шесть писем о биг бите» говорится, что он опередил свое время… Глазами современника, он как раз отлично отразил то время, чем и отличался, вместе с такой музыкой, от официоза. Книга подскажет, на какой пластинке можно найти ВИА «Весёлые ребята», играющий Баха и Паганини, а на какой «Автограф», исполняющий Георгия Свиридова. Удивительно появление «Гражданской Обороны», это хочется только приветствовать, но автор остановился, не пошел «на глубину» ситуации, а там есть проект «Коммунизм», который предлагает авангардный прог-театр, и где, еще дальше, обширное и многообразное творчество Константина «Кузи УО» Рябинова.
Книга как бы распускается, расцветает, а постоянно повторяющийся оборот – «…об этом речь пойдет далее, в главе» такой-то… создает устойчивое ощущение концепции. Есть в таком строении книги что-то от кортасаровской «Модели для сборки», ведь читатель волен знакомиться с текстом подряд или. же искать продолжение важной ему темы по номерам глав . Оправданы оба подхода.
Заметим, что Савицкая особо выделяет «композиторский» рок. Изложение приходит к теме влияния, к примерам проникновения фолка и академической музыки в прогрессив. Жаль лишь, что обратное движение почти не состоялось в России, в отличие, допустим, от Прибалтики. Тем не менее, автор говорит про Владимира Мартынова, который, в книге «Конец времени композиторов», писал о невозможности сочинять рок и джаз, и сразу же спорит с мэтром. Полезный фрагмент.
Книги издательства Rock-ExPress зачастую снабжены самоценными, порой определяющими, благодаря своей полноте, справочными материалами. Книга Савицкой от этой традиции отступает, в ней есть обширная библиография и цветная вкладка, но, всё же, её более интересуют точные определения, а не энциклопедически завершенные перечисления релизов. Издательство любит серии и коллекции книг. «Часть 2» в названии напоминает про книгу того же издательства «Прогрессив-рок. Герои и судьбы. Часть 1», переиздание которой будет одной из тем грядущей презентации в ММДК. С книгой про Pink Floyd эти работы сложились в единую серию, которая, надо надеяться, будет продолжена.
Comments are closed