Полюса уникальности Егора Летова – от Сократа до Sparks

Выпуск лейблом «Выргород» записей Егора Летова расцвечивается изданиями особыми и удивительными, музыкой, созданной до «Гражданской обороны» — апокрифической группой «Посев» — с недавних пор, и, записанной без «Обороны» — на сольных живых концертах — регулярно. Движение это и очевидное, и нишевое, эти альбомы явно «не для всех», но они убедительны, как иллюстрации и источники сакрального знания о своем времени. Их логика и эстетика существуют на невыразимой границе между истерикой и иронией, взрывом мозга и взрывом вселенной. Они будто бы заранее обречены на медийный, рекламный «провал» — социально непонятны герою телерекламы, пресловутому квалифицированному потребителю. Но и помнить, и говорить о них будут, пока будет жив интерес к этому стилю и к той эпохе.

Егор Летов – «Мёртвый сезон» (Выргород, 2020)

Запись появилась, когда Егор двигался с концертами по маршруту Усолье-/ Сибирское / Ангарск / Иркутск – перечисление звучит как что-то вроде путешествия «во глубине сибирских руд». Альбом существует в полной (3CD) версии с двумя иркутскими концертами 6 марта 1990 в ДК Профсоюзов (реставрация и мастеринг — Наталья Чумакова) и в сокращенной, на одном диске. Фрагменты концертов были отобраны самим Егором, но не доведены до издания. В словах «всем нам нечего делать здесь» звенят душевная боль и вписанность, прошитость в жизнь той страны, в то время, в дыхание эпохи. Звучит «В бой роковой мы вступили с врагами» — это «Варшавянка», наверное, нужно уже объяснять, что это такое… Среди цитат также — Маяковский. Егор создает шквал энергии, зрителей еле слышно, но можно представить, как измочаливались в итоге их эмоции. Альбом словно – пламенный выдох, хотя если вспомнить, что в Иркутске концертов было два, это дыхание нужно признать глубоким и серьезным.

Егор Летов «Музыка весны» (2CD) Выргород, 2022

Страшная фонограмма, собранная самим Летовым из записей, сделанных за несколько лет. Времена – непростые. Это были годы разноплановых идей и союзов, порой довольно неуклюжих, но неизбежных. Их до сих пор пытаются припудрить и заретушировать – превратить в политические игрушки и, уже тогда понимая это, Летов формировал фонограмму, как иллюстрацию социального ужаса 90-х. «Нас сварят вкрутую» — образ, точнее некуда. 62 песни, двойной сборник направлен на известную цель — «Всё, что угодно, лишь бы не нравиться вам!», дискомфорт и непокой реализованы во весь рост. Егор рвется из образов, текстов песен, ревёт и стонет. Подача, очевидно, важнее, чем звук, он создается противоречием тихо прописанной гитары и буйного голоса. Но зрители иногда кричат громче певца, и тогда гитара звенит сверху. Хиты же есть, они все тут, в одном ряду, можно сказать в одном строю.

========================

Проект «Посев» существовал с 1982 по 1985 и был назван в честь одноименного диссидентского журнала. У двух альбомов, записанных в Омске летом 1984 года, «Всякие картинки» и «Дождь в казарме» уже были названия и можно было понять их трек-листы. Летов не хотел их издавать, рокерам зачастую не нравятся их ранние опыты. Любопытным же слушателям как раз хочется чего-то тайного и якобы глубокомысленного. Вдова Егора Наталья Чумакова говорит, что далеко не сразу, но поняла – надо издавать. Что ж, решение принято.

Состав выглядит так: Егор «Дохлый» Летов — бас-гитара, ударные, голос; Андрей «Босс» Бабенко — электрогитара, в бэк-вокал; Евгений «Джон» Деев — бас-гитара. Реставрация, сведение, мастеринг: Наталья Чумакова, 2021 г. Нельзя не напомнить и про судьбу бренда. На приведенной в оформлении коробке от магнитофонной бобины группа называлась Possev, но игра в слова и смыслы, свойственная эпохе, отразилась в поисках названия. Издатели использовали два написания, но в сети есть и «Посев», и «Possev», и «The Possev», а Википедия полагает, что можно писать Possev Verlag. Фаны же радостно искажают имя группы – пишут «ПОСВЕ».

Посев — «Дождь в казарме» (Выргород, 2023)

«Дождь в казарме» — проба на вкус понятий гараж, панк, психодел, регги, новая волна, хэви со старательно-грубой гитарой. Её пьянивший в то время звук и ёрничающий вокал формировали мироощущение, в котором заложены хиппистские настроения и хард-роковая эстетика. Парни ныряют в индустриальные эксперименты, но гитара иногда ностальгично красива. Прорывается из-за каждого поворота желание тревожить и баламутить реальность 80-х. Непокорный мир взрывается – соседям по подъезду, пожалуй, было неуютно во время записи. «Ничего не понимаю, почему я живой» — и прочие «сократовские» мысли вырастают из молодёжных проблем. Второй полюс — кавер на песенку Sparks «Everyday I Have the Blues» — знание современных трендов сопровождало Летова всегда. А закрывающая альбом «Страна Дураков» позднее стала завершением также и альбома «Гражданской Обороны» «Тоталитаризм». Сократовские же истины разряжаются в «простое» панковское – «и сам дурак!» Ну да.

Посев «Всякие картинки» (Выргород, 2023)

Четырёхполосный диджибук приятно взять в руки – дизайн альбомов оставляет очень правильное ощущение – значительное и архивное, но не тяжеловесное. Парадоксально начинаешь понимать, что «Посев» — не просто шалость школяров. Но ничего общего и с «Обороной». Царство гаража и панка, озорства пополам с серьезностью, самовыражения с попытками копировать тренды. Тут не остается места для споров с дальнейшим творчеством Егора. Музыка проваливается в импров и шум, тексты всё более «завернуты». Психодел рождается как бы сам, рождает «пацанскую» радость от рвущегося за границы сознания звука электрогитары и от того, что «они — против». Это было уже в названии и работало, как камертон, как призыв. «Картинки» завершает «Вальс» — «дворовый» напев, будто стремящийся понять, объять всё необъятное. Запись встала бы в ряды авангарда и наших дней, но судьба увела Егора другим путем дальше — вперед.

==================

Теперь легко рассуждать, говорить – «ага, вот что звучало в то время!» Эти альбомы — информационные и эстетические протуберанцы, показывают, как можно выходить за границы – форматов медиа, желаний публики, трендов эпохи. Летов без группы и до группы – словно был предназначен для этого, его образ вырастает в целую галактику. Инерция той энергии столь велика, что её хватает до наших дней и в этот шипящий хвост кометы вплетаются повороты сюжета – страшные и озорные. Делать выводы, искать взаимосвязи в этой ситуации, как и в отношении к скороспелым «ученым» изданиям, старательно, наукообразно и системно анализирующим творчество антисистемных музыкантов, конечно надо, но много важнее попытаться понять и сохранить память о том, как это было, а не фантазировать под прикрытием досужих рассуждений.

Выпуск лейблом «Выргород» записей Егора Летова расцвечивается изданиями особыми и удивительными, музыкой, созданной до «Гражданской обороны» — апокрифической группой «Посев» — с недавних пор, и, записанной без «Обороны» — на сольных живых концертах — регулярно. Движение это и очевидное, и нишевое, эти альбомы явно «не для всех», но они убедительны, как иллюстрации и источники сакрального знания о своем времени. Их логика и эстетика существуют на невыразимой границе между истерикой и иронией, взрывом мозга и взрывом вселенной. Они будто бы заранее обречены на медийный, рекламный «провал» — социально непонятны герою телерекламы, пресловутому квалифицированному потребителю. Но и помнить, и говорить о них будут, пока будет жив интерес к этому стилю и к той эпохе.

Егор Летов – «Мёртвый сезон» (Выргород, 2020)

Запись появилась, когда Егор двигался с концертами по маршруту Усолье-/ Сибирское / Ангарск / Иркутск – перечисление звучит как что-то вроде путешествия «во глубине сибирских руд». Альбом существует в полной (3CD) версии с двумя иркутскими концертами 6 марта 1990 в ДК Профсоюзов (реставрация и мастеринг — Наталья Чумакова) и в сокращенной, на одном диске. Фрагменты концертов были отобраны самим Егором, но не доведены до издания. В словах «всем нам нечего делать здесь» звенят душевная боль и вписанность, прошитость в жизнь той страны, в то время, в дыхание эпохи. Звучит «В бой роковой мы вступили с врагами» — это «Варшавянка», наверное, нужно уже объяснять, что это такое… Среди цитат также — Маяковский. Егор создает шквал энергии, зрителей еле слышно, но можно представить, как измочаливались в итоге их эмоции. Альбом словно – пламенный выдох, хотя если вспомнить, что в Иркутске концертов было два, это дыхание нужно признать глубоким и серьезным.

Егор Летов «Музыка весны» (2CD) Выргород, 2022

Страшная фонограмма, собранная самим Летовым из записей, сделанных за несколько лет. Времена – непростые. Это были годы разноплановых идей и союзов, порой довольно неуклюжих, но неизбежных. Их до сих пор пытаются припудрить и заретушировать – превратить в политические игрушки и, уже тогда понимая это, Летов формировал фонограмму, как иллюстрацию социального ужаса 90-х. «Нас сварят вкрутую» — образ, точнее некуда. 62 песни, двойной сборник направлен на известную цель — «Всё, что угодно, лишь бы не нравиться вам!», дискомфорт и непокой реализованы во весь рост. Егор рвется из образов, текстов песен, ревёт и стонет. Подача, очевидно, важнее, чем звук, он создается противоречием тихо прописанной гитары и буйного голоса. Но зрители иногда кричат громче певца, и тогда гитара звенит сверху. Хиты же есть, они все тут, в одном ряду, можно сказать в одном строю.

========================

Проект «Посев» существовал с 1982 по 1985 и был назван в честь одноименного диссидентского журнала. У двух альбомов, записанных в Омске летом 1984 года, «Всякие картинки» и «Дождь в казарме» уже были названия и можно было понять их трек-листы. Летов не хотел их издавать, рокерам зачастую не нравятся их ранние опыты. Любопытным же слушателям как раз хочется чего-то тайного и якобы глубокомысленного. Вдова Егора Наталья Чумакова говорит, что далеко не сразу, но поняла – надо издавать. Что ж, решение принято.

Состав выглядит так: Егор «Дохлый» Летов — бас-гитара, ударные, голос; Андрей «Босс» Бабенко — электрогитара, в бэк-вокал; Евгений «Джон» Деев — бас-гитара. Реставрация, сведение, мастеринг: Наталья Чумакова, 2021 г. Нельзя не напомнить и про судьбу бренда. На приведенной в оформлении коробке от магнитофонной бобины группа называлась Possev, но игра в слова и смыслы, свойственная эпохе, отразилась в поисках названия. Издатели использовали два написания, но в сети есть и «Посев», и «Possev», и «The Possev», а Википедия полагает, что можно писать Possev Verlag. Фаны же радостно искажают имя группы – пишут «ПОСВЕ».

Посев — «Дождь в казарме» (Выргород, 2023)

«Дождь в казарме» — проба на вкус понятий гараж, панк, психодел, регги, новая волна, хэви со старательно-грубой гитарой. Её пьянивший в то время звук и ёрничающий вокал формировали мироощущение, в котором заложены хиппистские настроения и хард-роковая эстетика. Парни ныряют в индустриальные эксперименты, но гитара иногда ностальгично красива. Прорывается из-за каждого поворота желание тревожить и баламутить реальность 80-х. Непокорный мир взрывается – соседям по подъезду, пожалуй, было неуютно во время записи. «Ничего не понимаю, почему я живой» — и прочие «сократовские» мысли вырастают из молодёжных проблем. Второй полюс — кавер на песенку Sparks «Everyday I Have the Blues» — знание современных трендов сопровождало Летова всегда. А закрывающая альбом «Страна Дураков» позднее стала завершением также и альбома «Гражданской Обороны» «Тоталитаризм». Сократовские же истины разряжаются в «простое» панковское – «и сам дурак!» Ну да.

Посев «Всякие картинки» (Выргород, 2023)

Четырёхполосный диджибук приятно взять в руки – дизайн альбомов оставляет очень правильное ощущение – значительное и архивное, но не тяжеловесное. Парадоксально начинаешь понимать, что «Посев» — не просто шалость школяров. Но ничего общего и с «Обороной». Царство гаража и панка, озорства пополам с серьезностью, самовыражения с попытками копировать тренды. Тут не остается места для споров с дальнейшим творчеством Егора. Музыка проваливается в импров и шум, тексты всё более «завернуты». Психодел рождается как бы сам, рождает «пацанскую» радость от рвущегося за границы сознания звука электрогитары и от того, что «они — против». Это было уже в названии и работало, как камертон, как призыв. «Картинки» завершает «Вальс» — «дворовый» напев, будто стремящийся понять, объять всё необъятное. Запись встала бы в ряды авангарда и наших дней, но судьба увела Егора другим путем дальше — вперед.

==================

Теперь легко рассуждать, говорить – «ага, вот что звучало в то время!» Эти альбомы — информационные и эстетические протуберанцы, показывают, как можно выходить за границы – форматов медиа, желаний публики, трендов эпохи. Летов без группы и до группы – словно был предназначен для этого, его образ вырастает в целую галактику. Инерция той энергии столь велика, что её хватает до наших дней и в этот шипящий хвост кометы вплетаются повороты сюжета – страшные и озорные. Делать выводы, искать взаимосвязи в этой ситуации, как и в отношении к скороспелым «ученым» изданиям, старательно, наукообразно и системно анализирующим творчество антисистемных музыкантов, конечно надо, но много важнее попытаться понять и сохранить память о том, как это было, а не фантазировать под прикрытием досужих рассуждений.