“Призрачный жест”, Анна Михолап

“Призрачный жест”
Анна Михолап
Галерея MYTH, Санкт-Петербург, Россия
13 марта – 19 апреля 2024 года

В проекте “Призрачный жест” Анна Михолап представляет серию завораживающе лиричных картин, исследующих неразрешённое пространство между памятью, телом и абстракцией. Развёрнутая в сияющей белизне залов галереи MYTH в Санкт-Петербурге, выставка погружает зрителя в дрейфующий аффективный пейзаж — населённый фрагментарными фигурами, исчезающими конечностями, призрачными лицами и остатками домашнего пространства. Выполненные маслом и пастелью на алюминии, эти произведения не столько утверждают форму, сколько ставят под сомнение её устойчивость. Жест, в интерпретации Михолап, становится местом разлома, памяти и уязвимости.

Выбор алюминия в качестве основы играет ключевую роль в ощущении скрытого беспокойства в работах. В отличие от холста, он не впитывает краску, а отражает её, отказываясь подчиняться пигменту. Мазки Михолап парят в напряжённой лиминальности — они никогда не закрепляются полностью, всегда находятся в изменении. Тело, когда оно появляется, мерцает, теряя читаемость, будто вызвано изнутри, а не наблюдаемое снаружи. Это не изображения плоти, а её призраки — послесвечения прикосновения, скорби, тоски.

Практика Михолап основана на телесности исчезновения. Многие работы начинаются с узнаваемой фигуры — обнажённой, сидящей, склонённой — но в процессе живописи это тело постепенно размывается, превращаясь в поле дрожащих ощущений. Анатомия здесь не фиксируется, а эмоционально вспоминается, пропущенная через проницаемую призму внутренней жизни. Палитра художницы столь же изменчива: переходя от земляных красных и ссадинных пурпуров к призрачным серым и бледным зелёным, она отражает постоянно меняющуюся психогеографию внутреннего. Картины вызывают меланхолию следа — визуальный лексикон неуверенных жестов, лиц, которые никогда не проявляются полностью, комнат, помнящих тех, кто только что ушёл. Стулья наклонены к пустоте, окна обрамляют лишь угасающее эхо света. Это пространства, затронутые исчезновением, наполненные остатками присутствия.

Работы Михолап глубоко отзываются на феноменологическом и аффективном уровнях. Вместо целостного нарратива или узнаваемой иконографии её композиции формируют аффективную топологию — картографию внутренних погод и безмолвных состояний. Обращаясь к теории аффекта, феминистскому материализму и современным дискуссиям о травме и исчезновении, она использует живопись не как средство репрезентации, а как акт призыва. Её образы не предназначены для расшифровки, а для чувствования — медленного, телесного.

Алюминиевая поверхность — гладкая и индустриальная — закрепляет эту двусмысленность в материальном парадоксе: холодная, но отражающая; жёсткая, но светящаяся. Она становится метафорой напряжения, лежащего в основе её работ — колебания между теплом и отстранённостью, плотью и металлом, памятью и забвением. Зритель не просто наблюдает за этими полотнами, а приглашён в пространство, где зрение и ощущение сливаются.

В “Призрачном жесте” Анна Михолап предлагает глубокое размышление о том, что остаётся после исчезновения тела — о поверхностях, которых мы касаемся, пространствах, из которых уходим, формах, которыми почти становимся. Эти картины не говорят утвердительно — они шепчут, размываются, дрожат. Они не показывают нам тело, а то, что оно оставляет после себя. Они просят нас смотреть не глазами, а кожей.

Галерея MYTH
Улица Чайковского, 61 (домофон 55)
Санкт-Петербург, 191123, Россия
Телефон: +7 (812) 309 35 99
Электронная почта: mythcontemporary@gmail.com

Tags:

Comments are closed

Архивы