Галина Лавриненко: «Красоваться в профессии скучно».

Недавно состоялась очередная Лаборатория современной драматургии, организованная Галиной Лавриненко в Астрахани в театре «Диалектика». Все чаще сотрудники государственных театров создают свои проекты и театры, потому что хотят делать что-то интересное, то, что не дают делать в государственных театрах. Таким человеком стала и Галина Лавриненко, одна из лучших актрис Астраханского Театра драмы, у которой я взяла интервью.

Расскажи, как ты создала театр «Диалектика».

– В 2017 я подрабатывала в очередном любительском театре, где познакомилась со Светланой Антоновой, которая свою младшую дочь привела ко мне на актёрское мастерство, а потом пришла и сама. Однажды, по дороге домой (нам было по пути) мы стали разговаривать о том, как было бы здорово открыть свой театр.

–  Вот только оформление документов, налоги, гранты – это всё так сложно! – сказала и вздохнула я.

– Я с этим легко справлюсь, – ответила Света.

С тех пор мы незаменимы друг для друга. Два соучредителя, худрук и директор, и просто люди, умеющие идти на компромиссы. В этом году нашему театру 7 лет, а мы до сих пор на «Вы». Многие над этим шутят.

Как пришла идея проводить драматургические Лаборатории, как часто они проходят, кто в них принимает участие?

– Когда-то первые одиночные читки мы устраивали в Театре драмы. В подвале. Это мне, кто бы что не говорил, пришла идея пойти к директору Татьяне Бондаревой и предложить «оживить» этот подвал. Она, человек креативный, эту идею поддержала. Сначала читками заинтересовались, но потом в этот подвал уже сложно было попасть. Читать то, что предлагает художественный руководитель, нам было неинтересно. И вот когда у меня появился свой частный театр, свобода творчества снова стала нашей реальностью.
Я пишу пьесы с 2010 года, отправляла их на драматургические конкурсы, одним из которых была «Литодрама». Мою пьесу отправили на конкурс «Кульминация» в числе других. Но в шорт-лист «Кульминации» попали только пьесы из, так называемых, дружественных жюри конкурсов. Мне очень захотелось поддержать «Литодраму», и мы, устроив первую Лабораторию современной драматургии, прочли на ней пьесы из конкурса. А потом это стало традицией. Теперь каждый год мы проводим Лабораторию в которой принимают участие актёры Театра драмы, актëры Театра кукол и Театра «Диалектика».

Какие твои любимые роли в театре и почему?

– Я очень люблю свою Цейтл в «Поминальной молитве», Валентину Николаевну в спектакле «Любить» (режиссёр Игорь Лысов). Люблю Веру в «Герое нашего времени». И Милу в «Не сотвори себе…» Это роли, которые изменили меня. Одна научила бороться за свою любовь, другая – прощать. А спектакли, поставленные Галиной Полищук, заряжены такой энергией, что каждый сыгранный становится событием. Это огромное счастье, что я работала с этим режиссёром, и огромная боль понимать, что вряд ли ещё поработаю. Люди идут в театр, чтобы увидеть свет в конце тоннеля, и, когда мы выходим на поклон и видим благодарность в глазах зрителей, это большой подарок. Я думаю, это и есть цель нашей профессии. Помню, как однажды режиссёр Игорь Лысов сказал нам на репетиции: «Я ставлю спектакль так, чтобы меня не было видно». Через год, когда он уже не работал в нашем театре, критик из Петербурга, посмотрев спектакль «Любить», сказала, что «режиссёр осознанно растворился». Всё это запало мне в душу. Жить ради своего «эго» невероятно скучно. Красоваться в профессии скучно. Поэтому я люблю спектакли-доноры, созданные для людей. Тогда зритель является соучастником, а не цокающим наблюдателем. Даже пусть и смеющимся, иногда.

Расскажи про свою карьеру драматурга, где идут спектакли по твоим пьесам? Часто ли воруют твои пьесы? Какова ситуация с авторским правом в России?

– Я пишу пьесы больше десяти лет. За это время пара десятков профессиональных театров и сотня любительских поставили мои пьесы. На данный момент пьесы идут в профессиональных театрах Серпухова, Новороссийска, Томска, Махачкалы, Серова, Вольска, Астрахани. И очень много любителей поставили пьесы «Ведунья», «Валера», «В тисках» и другие. Всех не помню. Начиналось всё очень круто! Первую же мою пьесу «Простить себя» заметила Татьяна Лаврентьева. Потом сыграла в спектакле по этой пьесе в Лондоне. Потом мы съездили на премьеру «Ведуньи» в Осло. Заодно сыграв там спектакль по другой моей пьесе «Чёрный хвост». Режиссёр Лена Волик, пригласившая нас в Норвегию, назвала это фестивалем. Так было легче получить визу.

Что касается авторского права, то складывается впечатление, что в России его просто нет. Представители «Театрального агента» на письма не отвечают месяцами. Если специалист, с которым ты вела переговоры, увольняется, то твоя проблема просто растворяется, еë не передают другому сотруднику.

Профессиональные театры платят честно и вовремя, как, например, Серпухов и Томск. Но не все. Всё зависит от руководства и порядочности директора, потому что творческая часть за гонорары не отвечает, у них другие обязанности.

Любители крайне редко просят разрешение на постановку. Часто они и понятия не имеют, что должны это делать. Но, кто понимает всю степень ответственности, просто не указывает имя автора на афише. Как мне однажды написали представители Пермского театра «Тема»: «Скажите спасибо, что название не поменяли, а могли бы». Я не знаю даже, как реагировать в таких случаях.

Часто находишь отклики зрителей, в которых они пересказывают сюжет твоей пьесы. На мой взгляд, это катастрофа. Может, это потому, что я не слишком «хлебный» автор для агентства. Слышала, что знаменитым драматургам специалисты сразу приходят на помощь. На мой взгляд, было бы здорово, если бы появились независимые агенты. Работая с десятком драматургов, которых агент выбирал бы сам, он мог бы продвигать и защищать права подопечных, справедливо получая свои проценты.

Какие планы у театра «Диалектика»? Какие спектакли ждут зрителей в будущем? Сколько стоит билет?

– Сейчас мы восстанавливаем старые спектакли, осуществляем вводы. В начале мая зрителей ждёт премьера спектакля по пьесе «Недоразвитая» А.Зайцевой. А потом мы возьмём в постановку пьесу «Семья» Вадима Брика. Возможно, будем работать над другими пьесами тоже. Я озвучила пока только то, что будет точно.

На сцене театра можно увидеть и любительские, и профессиональные спектакли. От этого зависит и ценовая политика. Стоимость билетов от 200 до 400 рублей. Раньше спектаклями мы почти ничего не зарабатывали, сейчас совсем другое дело.

Много ли выросло артистов из театральной детской студии в театре «Диалектика»?

– Несколько профессиональных актёров, благодаря нашей деятельности, будет точно. Это те студенты, которые пришли когда-то в театр «Диалектика», полюбили профессию актёра и теперь учатся в театральных вузах Литвы и России. В этом году сразу три наших прекрасных ребёнка будут поступать в театральный.

Что ты делаешь, когда тебе тяжело? Что помогает сохранять хорошую форму?

– Когда мне плохо, я бегу в театр. Дома я сойду с ума. Спасает также утренняя йога, медитация и пешие прогулки. Даже по праздникам перестала пить алкоголь, когда поняла, что он крадёт энергию. Она мне, ой как, нужна. Многим стало со мной скучно, но зато сил прибавилось.

Справка о театральном герое

Галина Лавриненко родилась 27 апреля 1977 года. В 1999 году закончила Южно-Сахалинский театральный колледж, в 2010 – философский факультет Саратовского Государственного
Университета (специальность «культурология»). В Астраханском драматическом театре работает с 2000 года. В 2010 году написала свою первую пьесу по стихам Анны Ахматовой. В 2012 году начала писать другие пьесы и выкладывать их в интернете. Спектакли по этим пьесам поставлены и идут в Норвегии, Англии, Беларуси, Украине, России. Пьесы входили в лонг- и шорт-листы международных драматургических конкурсов, становились победителями. В 2017 с деловым партнёром Светланой Антоновой создала театр «Диалектика». В 2018 вышел первый сборник пьес «Компания по борьбе с болью». Авторский сайт: www.galinalavrinenko.ru.

Беседовала: Наталья Якушина

Tags:

Comments are closed

Архивы