Андеграундная Москва простилась с одной из самых ярких звёзд нашей музыкальной цивилизации – умер Андрей Сучилин. Были сыграны концерты, на которых вспоминали виртуоза. Издательство «Отделение Выход» выпустило, давно лежавший на полке, альбом Рада и «До мажор» — «АРОКР» (Отделение Выход»). Но, обо всём, – по порядку.
Истории собственно – две. Первая связана с записью альбома, одного из ярких примеров того, насколько оригинальным и ярким мог стать русский рок в начале 90-х, после фестиваля Подольск-87 и, казалось бы, полной победы «настоящего» в музыке – в понимании нескольких поколений. Однако, это понимание оказалось в реальности не таким глубоким и всеобщим, как кому-то мерещилось. Перемены в стране, о смысле которых будут спорить до скончания времён, оказались для жанра катастрофическими. На экранах и аренах заплясали попса и шансон – звуки, услаждающие слух не самых просветлённых слоёв общества.
{youtube}5lt74g_zbZo{/youtube}
А ведь именно в то время были на подъёме несколько феноменальных по креативности и оригинальности проектов. Выжили до нашего времени немногие из той волны – «Аукцыон», «Вежливый отказ», «Хроноп». Но кто-то сверкнул и остался только в записях. К «Восточному синдрому», «Апрельскому маршу» вполне можно теперь добавиться альбом Рады и группы «До мажор». Тогда же возникли и проблемы, превратившие эту запись в тайну, про которую давно говорили, но которую мало кто слышал. Диск был terra incognita, а теперь представляется знаком своего времени.
{youtube}ppKTXp2jXyg{/youtube}
Началось всё с того, что ы 1991 году редактор легендарных журналов «УрЛайт» и «КонтрКульт’Ура» Сергей Гурьев привёл начинающую певицу Раду Цапину, сейчас её все знают, как Раду Анчевскую, знакомиться с продюсером, гитаристом, лидером группы «До мажор» Андреем Сучилиным. Сучилин имел за плечами, кроме множества проектов, участие в семинарах Guitar Craft одного из самых уважаемых гитаристов 20 века – Роберта Фриппа, изобретателя, новатора, лидера группы King Crimson и диск группы «До Мажор» «Ноэма» (Мелодия, 1992,«Геометрия», 2012). В 1990 году эта запись была названа «КонтрКульт’Урой» альбомом года.
{youtube}iIvZxWtYN2I&t{/youtube}
Сучилин решил – будем работать. К записи подошли серьёзно, она шла на дорогой студии, До сих пор с удовольствием вспоминают, в частности, сцену, когда в студию зашёл звукооператор Софии Ротару, которая работала рядом – он не мог поверить, что вокал Рады звучит без студийных наложений и фильтров, настолько вокалистка оказалась необычной. Впрочем, это она потом доказывала неоднократно. Так появилась одна из самых креативных фонограмм в отечественной истории жанра.
Вторая история – трагическая смерть виртуозного гитариста, композитора, теоретика и практика, продюсера и журналиста Андрея Сучилина в больнице в далёкой Португалии и прощание с ним коллег. Состоялся давно запланированный концерт в день рождения музыканта в клубе «Вермель», затем друзья собрались на 40-й день после его смерти- в ММ ДОМ КУЛЬТУРЫ. Там играли легендарный гитарист Владимир Рацкевич и Евгений Кузин (cинтезаторы, шумы), Павел Шевелёв (баритон-кларнет) и Антон Ефимов (гитара) – музыканты знавшие Сучилина и работавшие с ним.
Музыка Сучилина соединяла фьюжн, прогрессив-рок и арт-рок, он делал ей осознанно и оригинально. Концерт в ММ ДК стал и воспоминанием о музыканте, и подтверждением, что музыка у нас – живёт. Теперь издан и альбом 1991 года – только вот Андрей так и не смог подержать его в руках. Но, конечно, друзья и коллеги будут вспоминать его, как выдающегося рок-музыканта и играть музыку – которую любил и исполнял Сучилин.
Фотографии с концерта «Андрей Сучилин 40 дней» в «Доме Культуры» на Викискладе: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Andrey_Suchilin_40_Day_in_Dom_Cultury_(2018-08-03)
Comments are closed