Слушаем альбомы великой сибирской психоделичекой панк-рок группы, выпущенные на виниле – и слышим их будто заново. Даже для ГО – формации, переделавшей, починившей немало душ, открывшей смыслы страшных сказок и реальности, эти диски звучат мозговзрывающе, отражая и современность, и вневременные проблемы.
Выход в формате LP записей «Обороны» имеет немалую историю, это шаг концептуальный, хотя и противоречивый. Ведь ГО существовала далеко за границами показных красот и уж точно, вне мира саунд-комфорта. При этом, под кожу и в душу определённому типу слушателей её музыка забиралась уверенно и всерьёз. В их число парадоксальным образом одинаково входили и продвинутые и активно мыслящие журналисты и эксперты, и дворовые лихие пацаны.
Егор Летов умел ясно и бескомпромиссно выражать свои мысли – и в разговоре, и в СМИ, и на сцене. Но это ни разу не значит, что эти мысли были простыми и не требовали от слушателя шага им навстречу. Про эти записи он сам сказал: «Это высший пик брутальной звуковой дерзости, агрессии на тот момент, попытка достижения максимальной некомфортности, неудобоваримости для среднего слушателя. С одной стороны, это был риск потерять публику, с другой — возможность, наконец, обрести СВОЕГО. Настоящего, подлинного, идейного, врубающегося». Круто сказал.
Альбомы делались в одно время, но они разные. В этом обзоре – три диска из числа записанных летом 1989 года на точке «Аукцыона». Отдельно отметим, внезапное для многих, глубокое родство этих, вроде бы, так непохожих команд. Работа шла затем и на ГрОб-студии, все альбомы реставрировали в 2007-м Егор Летов и Наталья Чумакова, Наталья выполнила и новый мастеринг в 2019-м.
«Война» – более агрессивный, «Здорово и Вечно» – нойзовый и нервный. «Русское поле экспериментов» – самый психоделичный, атакующий сознание. Из деталей записей выделим напористый, отлично передающий настроение и эмоции звук, отдельно – подпевки Янки Дягилевой и гитары Джеффа Жевтуна. Важен тут и визуальный аспект. Егор ориентировался на лучшее, его диски оформлением всегда продолжали и развивали содержание. Дизайн альбомов готовил сам Егор и Андрей Батура. То есть, перед нами единый массив музыкальной, социальной и трансцендентной информации.
«Гражданская Оборона» – «Война» (Выргород 1989/2007/2019)
«Человек – звучит гордо» – заканчивает Егор этот безумный, мега-энергичный диск. В тоже время, вещей, которые представляются «самыми» – известными и цитируемыми тут нет. Назовём, разве что, «Поезд ушёл» – эта вещь дала название известному – другому альбому. «Война» получилась очень плотной, митинговой записью, крик Егора тут представляется осознанным и концептуальным выбором. Это концепция тут предельно понятна и открывающая вторую сторону «Песня Ленине» – со словами «…истины, которыми нас травят…» и лапидарная «Война» и «Паломники в Корею» демонстрируют, как ясно и коротко могли выражаться музыканты «Обороны». Кузя Уо в вещах «Созвездие Яйца», «Никак» добавляет психоделического жара и словно сдвигает шаблоны, тут ему здорово помогает гитара Джеффа Жевтуна. Ещё раз и особо про визуальную составляющую. В оформлении использована работа авангардиста и насмешника Отто Дикса «Lichtsignale»… Картина очень точно отражает дух альбома – вот в этой беспощадной вспышке на обложке и мечутся «лирические герои» песен и жизней ГО.
«Гражданская Оборона» – «Здорово и Вечно» (Выргород 1989/2007/2019)
Унылый сибирский пейзаж, убийственно расчерченный нефтепроводом – может ли быть образ более точный для описания здешних проблем. Именно тут звучит «Пластмассовый мир победил…» – фраза, мысль, тема всё более актуальная с ходом времён и звучит она очень мощно. Группа тут – трио – Егор Летов (голос, гитары, басс, шумы), Кузьма Уо Рябинов (гитары, басс, голос, шумы) и Аркадий Климкин (ударные, подпевки). В записи участвовали также Джефф Жевтун и Янка Дягилева. Особенно выделим песни «Моя оборона» и «Всё как у людей» с подпевками Янки. Альбом рвёт души матом и уши нойзом и лоу-фаем, которые, не забудем, – отлично спродюсированы и точно поданы.
«Гражданская Оборона» – «Русское поле экспериментов» (Выргород 1989/2007/2019)
Эта запись знаменитой альтернативной и несистемной русской группы завершает серию альбомов 1989 года и описывает то, что происходило в душе музыкантов в то время, то, как они воспринимали реальность. Тут есть вещи, которые запомнили «все» – «Вершки и Корешки», отражающая горе-печаль от самоубийств звёзд сибирского андеграунда гитариста Дмитрия Селиванова и Александра Башлачёва, «Бери Шинель» – ассоциированная со знаменитой вещью Боба Дилана «Like a Rolling Stone» и говорящая всё своим названием «Лоботомия». Эти вещи и ещё шесть – на первой стороне диска. На второй же расположилась «Русское поле экспериментов» – вершина панк-психоделии. Вещь, говорящая очень о многом, глубокая и серьёзная, в ней стремление докричаться, достучасться до людей достигает пика. Тогда, судя по происходящему в стране, да и по кошмару того, что называют «современной» музыкой, это сделать не очень-то удалось, но ничего сравнимого российский рок в следующие годы и в следующих поколениях не создал.
Comments are closed