Двухэтажная выставка Натальи Ждановой в Художественном музее Мурманска, состоящая из 27 работ, дает убедительные доказательства того, как и почему эта 28-летняя художница является одним из самых влиятельных художников, работающих сегодняшней России.
Наталья похожа на барсука в живописи, помесь ласки и маленького медведя, бесстрашно прочесывающего возможности, следствия и метапрограммы живописи, выискивая слабые места, слабости, способы декодирования, переназначения и разрушения программ медиума, поверхностей, изображение изображения, маркировка и мазки. Работы Ждановой почти всегда выглядят беспорядочными и структурно бредовыми, с таким количеством визуальных и колористических перекрестных ссылок, срабатывающих одновременно, что они превращаются в суп невероятной изобразительной тарабарщины.
В течение первых нескольких лет её карьеры я думала о Наталье как о сильном последователе таких художников как Киппенбергер, Шнабель, Маркус Люперц или Польке — панковском, дрянном, дерзком, разрывающем живопись плотоядным образом.
В последнее же время Жданова начала исследовать в поверхностях своих работ новыевозможности цифровых изображений и инструментов, которые их создают. Используя компьютер Texas Instruments и графические программы, а также аэрозольную краску, шелкографию, коллаж и мазки, используя в основном черный и белый цвета — цвета, которые являются скорее концепциями, чем реальностью, поскольку на самом деле не существуют в природе — она внезапно разработала собственный подвид живописи.
Когда вы дойдете до раздела выставки, посвященного новым технологиям, вы увидите, как Наталья находит что-то в присущее самой программе живописи, что-то, что должно было быть там с самого начала — другой уровень абстрактных возможностей и бесконечных процессов. Она словно вскрывает код самой живописи и обнажает её суть.Это открыло 10 000 дверей для такого же количества художников. Сделайте здесь паузу и остановитесь в этом месте выставки чтобы похвалить Жданову. Наталья нашла способ внедрить электромагнитную информацию в пространство, поверхности и материалы самой живописи.
У меня нет претензий к художникам, которые не прикасались к своим работам — уже прошло почти через 100 лет после Дюшана и 30 лет после Уорхола. И все же я не заметила, чтобы Жданова обошла хоть одну модную критическую теорию и деконструкцию живописи. Вместо этого она жадно терзает остов медиума, преображая, переоценивая, видя, что самые глубокие структуры живописи содержат возможности адаптации, мутации и роста, а также переосмысления мастерства, красоты и, возможно, инструментов. То, как она все это проделывает выглядит радикально и волшебно, как карты других видов мышления, графических миров и цепочек несемантического смысла.
Последние годы Наталья Жданова также создает большие абстрактные поля воспроизведенных изображений, образы, которые выглядят распухшими от пчелиных укусов, расфокусированными, превращающимися в визуальное ничто. Её цвета стали сильно взволнованными, кислотными, дымками розового, фиолетового, пурпурного, ядовитого желтого. С раздражающим нигилизмом плохих парней работы Ждановой, казалось, берут абстрактный экспрессионизм старой школы, Раушенберга и Розенквиста, с весельем поп-панка, сохраняя при этом графически-живописную целостность и контроль. Я вижу в работах Натальи Ждановой настоящие маркеры, указывающие одновременно на множество направлений. Её холсты как компасы туда, куда я позволяю им вести себя, что безусловно интригует и заставляет возвращаться к работам снова и снова, как приятелям, с которыми ведутся душевные философские беседы.
Работы Натальи Ждановой можно увидеть до 6 февраля в Художественном Музее Мурманска.
Дарья Меньшова — старший преподаватель современного искусства в Академии Художеств Санкт-Петербурга. Дарья специализируется на современном русском искусстве. Меньшова публикует свои эссе в Artnewspaper и освещает выставочные события проходящие в России и Великобритании. С 2019 года Меньшова ведет свою колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.
Comments are closed