В своём «Первом путешествии» трио звучит, как спаянная команда мастеров свободной музыки. Тем удивительней, что в таком составе они, действительно, играют впервые. В группе – легендарный мультиинструменталист Сергей Летов, в бэкграунде которого исторические проекты от «ДК» и «Поп-механики» до «Гражданской Обороны» и «Три О»; клавишник Аркадий Марто (Moscow Grooves Institute, группа Инны Желанной, Safety Magic и прочие) и автор идеи, саунд-продюсер, гитарист Николай Бичан, входящий в состав группы ОРКиКО, автор музыки к культовому спектаклю «ХАРМС.DOC.revival» – одного из интереснейших событий в жанре открытого творчества. Именно Бичан, в марте 2023 года, пригласил друзей-музыкантов в питерскую студию «Добролёт», где они так сыгрались, что не могли остановиться и записали в результате этот альбом – очевидный и необычный. Очевидный потому, что формально искать диск надо будет на полке с надписью «эмбиент». Но, как говорил Козьма Прутков, не верь глазам своим – релиз не вписывается в границы какого либо стиля.
Вся фонограмма – одна композиция. Музыка сочетает аккуратную электронику с фри-импровом и сдержанным нойзом, ненавязчиваа и не напряженна. То ли волнительные, то ли игривые звуки разрываются индастриалом, змеятся ориентальные тембры летовского электронного саксофона Roland Aerophone. Менталитет, кругозор музыкантов открыты, тут можно «всё» – в рамках воспитанного вкуса и проверенной фантазии. Но, если слушателю необходима концепция и сюжет, эти пути тоже открыты – можно нафантазировать прогулку с приключениями, природу с волнениями, но это будет вовсе не благостный пейзаж. А если нужна медитация – пожалуйста. Альбом даже, пожалуй, восстанавливает, порой теряющее сакральный смысл, понятие «медитация». Это не музыка для тупого «отдыха», она не услаждает слух, но и не тревожит сознание, она глубже или выше. Не случайно издатель альбома Олег Коврига сравнил звук гитары Бичана с тем, как играет Роберт Фрипп (King Crimson). Как ещё один из эмоциональных полюсов записи звучит голос Весны Бичан – дочка Николая читает стихотворения Дмитрия Озерского «Мь уходим» и «Запрещено». Эти, как бы детские, тексты Дмитрий и сам прекрасно представляет в составе ОРКиКО, в котором Бичан тоже играет важную роль. Озерский же и детские книги выпускал, но всегда было ироничное подозрение, что они не только детские, но очень даже понятные для самых взрослых.
Альбом – успешная попытка незашоренного, естественного восприятия окружающего мира в исполнении опытнейших импровизаторов, он уходит далеко от чилаута, от глянцевости и напыщенности. Запись можно понять и как протест против наступления низкопробной попсы, люди тянутся к настоящему – количество зрителей на мероприятиях свободного искусства, при разумном продвижении, не уступает их посещаемости в 70-80-х годах прошлого века, когда такую музыку у нас играли интереснейшие, известные во всем мире, музыканты. Сейчас нередко собираются, будто вспыхивают, коллаборации импровизаторов, которые находят единство и понимание в музыке. «Первое путешествие» происходит в подсознании слушателя, и, через него, показывать путь в мировую культуру. В заключение, пожалуй, добавим, что Летов-Марто-Бичан возвращают первоначальный смысли также и понятию «живая музыка».
Comments are closed