Казалось бы, традиция поэтических манифестов, до сих пор распространённая среди творческой молодёжи на пост-советском пространстве, не может иметь отношения к музыке. Однако, двое молодых минчан музыкант Фёдор Михайлов и поэт Юрий Мамчиц отнеслись к панк-року именно так, 25 декабря 2010 года написав и опубликовав в Интернете манифест Группировки Беловежская Пуща («#ГБП»).
«Больше невозможно прятаться в четырёх стенах, подменять дела словами, любовь страстью, вдохновение пьянством, знания образованием, самосовершенствование деньгами, горькую правду уютными иллюзиями. Мы призываем избавиться от фальшивых стремлений, абсурдных потребностей и всепоглощающего потребления. Группировки Беловежская Пуща призывает милостивых государей и государынь принять решение в пользу искренности, в пользу жизни. […] Сегодня мы отрекаемся от общества всех тех, кому сладко спится, кому ничего не нужно; от тех, кто не идёт вперёд, а увязает в дерьме вчерашнего дня; от тех, кто ждёт помощи или подачек, пинков или святой руки; от тех, кто не способен на протест; от тех, кто не способен на искренность; от тех, за чьей спиной уже смердит предательством, хитросплетениями, лукавством; от ожесточённых душонок, что полюбили боль в себе, в тебе, во всех и во всём; от продажных душонок, что идут на поклон абсурдным ценностям, что подобострастно лобызают руки смешным королям, что с наплевательской радостью потирают руки над трупом супруга; от копеечных душонок, что лоббируют принцип «побыстрей да подешевле», что одеты, как лук, во сто грошовых шуб, так уютно прикрывшись дешёвой романтикой, дешёвой психологией, дешёвым позитивом, дешёвыми ценностями, дешёвой верой; от кичливых гордецов, что уже ничего не видят за вздёрнутым к небу носом, за блеском орденов и медалей, почивающих на лаврах, ковыляющих с костылём под названием «государственная стипендия»; стерильных чистюль, что боятся грязи, что всю жизнь обходят грязь сторонкой, вместо того, чтобы один раз запустить руки в дерьмо и убрать его навсегда и для всех; от всех безвольных трусишек, что всё слышат, видят и понимают, но никогда не принимают решение, и предпочтут всю жизнь отсидеться в терновых кустах, чем стать лицом к лицу со своими страхами, лицом к лицу с жизнью; от тех, кому не место в настоящем, живом и животворном искусстве! И пусть после всего этого мы остаёмся в одиночестве, но свободные, весёлые и искренние. PEACE & LOVE!».
Название группы было навеяно «Беловежским портвейном», казино «Белая вежа», сигаретами «Пуща» и, в целом, символизировала китчевую плакатную Беларусь эпохи Лукашенко. Впоследствии Фёдор признавался: «Манифест написан на скорую руку, чуть ли не за десять минут. Эмоции. Полёт души. А потом и не хотелось ничего переделывать. Пусть будет таким, каким создавался. Наивный, спонтанный. Может, напишем потом другой, более осознанный. Попробую описать свою позицию более чётко».
Другого манифеста не последовало. Вместо этого «Группировка» выпустила в течение 2013 года целых десять альбомов, а также сборник «Всё для тебя», включивший в себя лучшие песни из этого массива. В 2014 году последовало ещё шесть альбомов. Музыкально творчество группы ощутимо напоминало ранние записи «Гражданской обороны», тексты же обладали безусловной авторской самобытностью, и, несмотря на русскоязычность большинства из них, имели явной отношение к белорусской действительности. «В этой стране, похожей на зону, в этой стране, похожей на хлев», «Прокати меня на танке, большая черепаха» — пел Михайлов. «Да, могут возникать вопросы к качеству записи. Как бы это смешно не звучало, но я всем говорю, что наш стиль — «No Rock». Как Sonic Youth в свое время создали «no wave» как противоположность ньювэйву».
Многие песни представляли собой агрессивную пародию на попсу. «Всё для тебя — плакаты и реклама, для тебя сияют златом храмы, для тебя ловушки и арканы — для тебя!», — пел Фёдор, издеваясь над хитом своего однофамильца Стаса Михайлова. «Темы, которые там поднимаются, начиная с песни «Мы танцуем этот рэгги под крики красных тракторов», актуальны. Это про ту ерунду, которую мы слышим с голубых экранов. Люди потребляют не только продукты питания, но и бессмысленные лозунги, книги, сериалы и другой информационный мусор, который потом превращается в духовный мусор и мешает человеку двигаться вперёд».
Было понятно, что бескомпромиссная группа с лоуфайным звуком, занимающаяся «музыкальным терроризмом», вряд ли сумеет пробиться в официальные СМИ. Несколько раз группа сталкивалась с ситуациями прямого запрета. «Например, пригласили нас на центральную белорусскую телерадиокомпанию, чтобы снять в музыкальной передаче. Сняли небольшой видео-концерт в студии, взяли интервью. Причём нас заранее цензурировали и — пропустили! Через недели две я узнаю, что главный не пустил в эфир ТВ, принудил уничтожить все записи и уволил звукорежиссёра!». Группировка Беловежская Пуща выступала, главным образом, в формате квартирников, часто выезжая в Россию и Украину.
В начале 2015 года после выхода альбома «Секонд-хенд» со скандальной песней «О, Белоруссия» Михайлову стало опасно находиться в Минске, и он отправился в так называемый тур «Секонд-хенд 2015». Двигаясь от города к городу, он проехал автостопом от Санкт-Петербурга до Владивостока, выступая «кроме клубов и квартир, в кафе, в кабинах дальнобойщиков, в коммуналках, на улицах, в деревнях, в стрёмных дворах российских городков, в парках культуры и отдыха, на автобазах». Обратно Михайлов вернулся через Украину, куда его позвали выступить на местном фестивале.
После таких приключений было нельзя не испытывать усталость и опустошение. «Я уверен, что #ГБП долго не просуществует. Это словно спичка, которая быстро сгорает. Тем более, что мы не являемся масскультом, и никогда им не сможем быть. Потому хочется в наиболее кратчайшие сроки уложиться: оставить после себя то, что уже написано в чистовом виде, и закончить черновики. А что дальше с этим будет — не наше дело», — сообщил Михайлов в феврале 2016 года. Последние концерты группы прошли в Москве и Самаре в конце 2016 года, после чего Михайлов сделал оргинальный ход: переименовав группу в «Секонд-хенд», он объявил последний альбом «Группировки» первым альбомом «Секонд-хенда». К слову сказать, эта запись имеет более приглаженный характер, чем предыдущие работы ГПД, а в Беларуси часто воспринимается не как протестная музыка, а как своеобразное танцевальное фрик-шоу.
{youtube}VB952rP7QZc{/youtube}
Comments are closed