Блюз разговорного жанра про самый грустный джаз на Земле.
Нет предела человеческой фантазии. Особенно если фантазирует человек творческий; не на показ, а просто жить по-иному не может. Вот и дебютный альбом «DIP» минского трио Port Mone в составе бас-гитарист Алексей Ванчук, перкуссионист Сергей Кравченко и аккордеонист Алексей Ворсоба, доказал почти невозможное. То, что инструментальный камерный джаз-лаунж с явными готическими обертонами может очаровывать и заколдовывать. Начиная с опенера «Horse», мы погружаемся в энергетическую меланхолию, переходящую в трагедию. В темное этакое озеро темных страстей и необъяснимых провалов сознания. Из которого потом не хочется выныривать.
Что такое слово “DIP”? А шут его знает. Англоязычные названия песен? Да хоть на изолированном горном пакистанском языке бурушаски. Смысл не меняется. К тому же все равно не поют. И бульбашского акцента не будет. Почему такое название у группы? Захотелось так.
Вот вторая «River» – вязкая, как горькая патока; джаза меньше – скорее, мелодический цикл с булькающим басом. Кстати, а почему, если уж на английском, то без артикля? Тоже концептуал? Возвращаясь к названиям команд- вы купили бы в музыкальном магазине пластинку группы «Орлы» или «Мартышки»? А один мой друг про команду Пола Маккартни «Крылья» сказал так: с таким названием только Дина Рида на БАМе разогревать! А вот «Тунец» (Tuna) от Ворсобы и компании звучит занимательно. И как название песни, и как, собственно песня – проникновенное, но не слащавое танго.
Много ли у нас музыкальных проектов, вышедших из глубокого андеграунда в огни рампы? Мне, вот, кроме Port Mone, никто неизвестен. Да и минская троица остается в бархатном подполье. А что у загнивающих капиталистов? Пост-кримзоноское интернациональное трио KTU, с которым некоторые знатоки сравнивают наших героев, собирают гигантские залы по всему миру. Эта супергруппа сформировалась в Американских Соединенных Штатах в 2005-м. Тогда же в столице Белоруссии на проспекте Франциска Скорины в обычной городской квартире образовалась триада Port Mone.
Совпадение? Или кто-то у кого-то что-то украл? Может, просто идея витала в воздухе? Разниц всяческих между проектами не то чтобы много, но они есть, и – существенные. Дело в том, что финское чудо аккордеонист Ки́ммо По́хьонен вокально издает всякие разные потусторонние звуки, а Ворсоба упорно хранит молчание. За него говорит его инструмент. Не такой крутой, как у финна, но не менее эмоциональный. Алексей однажды прокомментировал ситуацию. «Вокал для нас – другой, менее интересный жанр. И текст тоже не так интересен. Но, с другой стороны, я понимаю, что во многом это убеждение продиктовано тем, что многое просто нельзя говорить публично».
Одна из лучших вещей на DIP короткая, быстрая, пульсирующая «Crossing». Со скоростным повизгивающим басом. Это яркая иллюстрация тому, что Port Mone серьезно отошли от первоначальной концепции, когда их приглашали выступать чаще всего на показах мод и в модных буржуазных барах. «DIP» – это все же честный некоммерческий дарк-джаз, с легким уклоном в рок. Без дурацких улыбок и стеба. «Sand spit, Trout» и «Underwater cavern» – доходчивое тому подтверждение. Концептуальность во всем. Даже дизайн обложки принадлежит самому Алексею Ворсобе. Последняя, на альбоме, разумеется, я имею в виду, вещь, – «Youth». Типа «Юность». Ну, сказано громко. Но звучит душевно. Возможно, она самая светлая. Но и грустью все в порядке. Не старейте, сябры!
Алексей Ванчук сказал: «Мы решили, что лучше быть голодными, но честными». DIP действительно оставляет некое чувство голода. Только голод этот душевный, и это голод по совершенству. Дерзайте, а мы накормим.
Comments are closed