То, что мир сошёл с ума – уже не новость и давно не тайна. «F20» предлагает логичный, совсем не безумный ответный ход. Нужно тоже свихнуться, посмотреть на всё из этой позы/позиции и равновесие с окружающей действительностью будет восстановлено.
В этой книге герои – люди с диагнозом F20 (шизофрения), борются за себя и за близких, поддерживают свою и чужую мотивацию, находят выходы и варианты. В отличие от остальных, которые без диагноза, но и без внутренней динамики. В этом странный позитив текста. Это было бы даже красиво, если бы эти предполагаемые больные, будучи ещё младшими школьниками, не общались бы сложными предложениями, пересыпанными терминами и аккуратными, выверенными логическими выводами. Всё же осмысленно разбираться в живописи, например, не совсем нормально для 14-летней пубертатной шизоидной девочки, никогда в жизни не выбиравшейся дальше своего района. Восприятие текста становится кривоватым – словно вид через разбитое стекло.
Постоянно приводятся названия лечебных препаратов с развернутыми рекомендациями по применению. Неожиданно появляется «юмор» и постепенно становится не столько смешным, сколько навязчивым. Книга радостно и актуально смеётся над старостью, болезнью и сексом, Над любовью не смеётся – это путь главной героини, которая идёт по нему через симптомы и проблемы.
«Береза – тупица. Дуб – осел. Речка – кретинка. Облака – идиоты. Лошади – предатели. Люди – мошенники» – сетовал, помнится, герой Андрея Миронова в «Обыкновенном чуде». Главное, не искать в книге позитивных личностей – их и не задумывалось. В «F20» все – ненормальные и эта мысль главная. Книга качается на качелях ужаса и юмора, приближаясь к катапультированию в финал. Детальное описание, как шизы, так и секса, терминологической изощрённостью уводит от главного ужаса – пустоты внутри. Описывается быт, как ужас (например, героиня поправилсь!) – и ужас, как быт – (например, голоса, звучащие в голове). Барьеры – социальные, поколенческие книгой успешно разрушаются, но остаётся ощущение, что автор не очень понимает, зачем это делается. Остаётся осадок энергетического деструктивного выброса.
Люди иногда узнают что-то, что больше, глубже, главнее их самих и проваливаются «туда», в эту яму без дна. Это бывает, например, с художниками, с героями рок-н-ролла, с людьми, которые очень тратятся – ментально и морально. Возникает ощущение что литература (или человечество?) заехала на территорию, которую не в силах осмыслить, поэтому бессильно хихикает и нагнетает.
Книга не о проблемах больных или общества, а о непростом, но не очень-то светлом внутреннем мире автора. Ну да, Козлова сотрудничала с Валерией Гай Германикой, что ситуацию рисует ещё более непростыми красками. С тьмой внутри соприкасался, наверное, каждый. Но катарсиса не будет. Книга играет эмоциями читателя, как шариком на резинке, заставляет расчувствоваться, а потом сосредоточенно обламывает. То начинает занудно повторять слово «сиськи», то разряжается, вставной, как челюсть, политической ангажированностью, не имеющей к сюжету и к образу мыслей персонажей никакого отношения. И, в конечном итоге, темой «F20» оказывается то, что любви покорны не только все возрасты, но и все диагнозы, что, конечно, новизной не отдаёт, но радует. И да. В этой книге врачи в России лучше, чем за границей.
Comments are closed