Антонелло да Мессина: премьера в Третьяковке

В Третьяковскую галерею вперые привезли выставку сицилийца Антонелло да Мессина, одного из первопроходцев итальянского Ренессанса. Первые шаги художника на этой длинной дороге — главная тема экспозиции.

Антонелло да Мессина (1430-79) для истории итальянской живописи — имя культовое. Именно он, говорят, привез на родину из Нидерландов технику письма маслом. Краски, которыми можно было передать и блеск глаз модели, и бьющуюся жилку на шее, быстро вытеснили царившую дотоле темперу, которая отлично годилась для икон и алтарных образов, но серьезно тормозила развитие реализма.

Экспонаты привезли из музеев Сицилии, и все они относятся к раннему этапу творчества Антонелло.
«Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоненным францисканцем» — крохотная, чуть больше почтовой открытки. Потрескавшаяся фактура доски и потемневшая темпера позволяют воочию вообразить те полтысячелетия, которые отделяют нас от момента ее создания, а также те долгие годы, которые эта двусторонняя «таблетка» (так принято называть подобные картины) усердно работала объектом поклонения верующих.

Второй экспонат, приехавший в Москву — три доски с изображением Отцов Церкви, которые когда-то увенчивали утерянный многочастный алтарь. Они впервые покинули Сицилию. Иероним в кардинальской шапке, Григорий Великий в папской тиаре и Августин в епископской митре одеты по роскошной церковной моде, современной автору, а не как святые первых веков христианства. Для того, чтобы мы могли увидеть эти изображения, потребовалась тщательная и долгая реставрация.

Эти четыре темперных доски — единственные подлинники на выставке. Экспозиция тщательно продумана. Оригиналы поданы и подсвечены как настоящие сокровища. Полутемный зал, в котором выставлены эти религиозные образы, предваряет помещение, на стенах которого развешены репродукции самых знаменитых работ художника и подробно рассказывается о его эволюции как мастера. Третий, последний зал — словно алтарное помещение: на огромном экране здесь в режиме нон-стоп демонстрируют картины, которые к нам не довезли, позволяя разглядеть малейшие детали и окунуться в ушедшую эпоху.

Задача не только показать, но и просветить, выполнена с успехом. Огорчает лишь одно: эта выставка должна была открыться еще в январе этого года, причем привезти на нее собирались и легендарные шедевры зрелого периода. Однако сицилийские музеи не расщедрились, и в Москву прилетела лишь малая доля от обещанного. «Настоящий» Антонелло да Мессина нам так и не достался; и обширная образовательная часть выставки оказывается, таким образом, искусной заплатой, которая маскирует ограниченный набор подлинных экспонатов.

Выставка проходит по адресу: Лаврушинский переулок, залы 46-48; 10 сентября — 20 ноября 2011.