V Большой Фестиваль Мультфильмов в Москве: 28 октября – 7 ноября

Модные, трендовые, залихватские, интеллектуальные, безумные, классические, изысканные – всякие. Мультфильмы для тех, кто не идет на поводу тенденций, а выбирает образом жизни способность думать и чувствовать.
Дождались: один из крупнейших международных смотров анимации в России снова радует и будоражит зрителей. «Большой фестиваль Мультфильмов» как обычно открывается в международный день анимации: 28 октября. В его арсенале 450 фильмов со всего мира и около семидесяти программ на разных площадках Москвы. 11 дней анимации!

 

Пятый год фестиваль поддерживает Фонд Михаила Прохорова, дающий возможность существовать этому мероприятию. В этом году Министерство Культуры тоже впервые присоединилось и оказало поддержку. 12 площадок принимают Большой Фестиваль мультфильмов, а, кроме кинопоказов, запланирован еще и образовательный блок.

В дружелюбнейшей пресс-конференции фестиваля приняли участие Виктор Федосеев (исполнительный директор V БФМ), Дина Годер и Мария Терещенко (программные директора), Анатолий Прохоров (представитель студии «Петербург» и художественный руководитель «Смешариков»).

Дина Годер рассказала про русскую и польскую программы фестиваля. По ее словам, в разделе «Премьеры» будет все самое новое из вышедшего в России – «настолько новое, что приходит буквально с монтажного стола». Детская программа состоит из шести подборок: пять детских фильмов, разделенных по возрастам зрителей, и один польский мультфильм «Когда папа был маленьким» — «такой антропологический проект». Польша – страна-гость фестиваля, следовательно, ждите разнообразную программу анимации, подготовленной с помощью Польского культурного центра. И это весьма полезно: ведь кроме «Болека и Лелека» с «Рексом» российский зритель редко может назвать иные польские мультфильмы.

К нам приедет великий польский режиссер Петр Думала (наверняка вы помните его незабываемый мультфильм «Франц Кафка»). Он работает в необычной манере: вырезает свои фильмы на гипсе, это редкая, импрессионистическая техника. На фестивале будет представлена ретроспектива Думалы и его мастер-класс в форме вопросов-ответов. К тому же, режиссер везет свою инсталляцию и игровой фильм «Лес» с анимационным вступлением.

Марчин Гижицкий, блестящий лектор, преподающий в США, собрал три программы: классическая польская анимация, современная польская анимация и авангардная польская анимация. Последняя особенно интересна и необычна, лихие молодые аниматоры-поляки поставят ваш привычный мир с ног на голову.

В русской программе будут ретроспективы анимации. Например, покажут почти все, что снял Андрей Хржановский, кроме его полнометражного игрового фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину». Также гостей ожидает мастер-класс от Хржановского.

Среди молодой русской анимации встретится даже фильм выпускницы колледжа при ВГИКе – настолько молодо и сильно!

В блоке «Фестивали» планируется прослеживать историю постсоветской анимации – по победителям Открытого Российского анимационного фестиваля (в этом году – «Таруса 1998»).

Новая программа «In Memoriam» задумана как дань недавно ушедшим от нас режиссерам, таким как Алексей Шелманов, Анатолий Петров… В Галерее на Солянке в рамках фестиваля открывается выставка памяти Шелманова «Архитектор в анимации» (так как сам Алексей был архитектором), где можно будет посмотреть эскизы и материалы к анимационным работам из личного архива художника, и в режиме нон-стоп пройдет показ мультфильмов.

Приятно радует и удивляет Даниил Хармс в двух мультфильмах – отдельно для взрослых и для малышей, а также «Утренник мультсериалов с какао и булочкой» для детей, где четыре часа подряд идут лучшие современные отечественные сериалы, доказывая, что, кроме «Маши и Медведя» со «Смешариками», есть еще и другие увлекательные мультфильмы.

В блоке «Лекции», в частности, будет лекция неповторимого Юрия Борисовича Норштейна: «Изобразительное искусство как предчувствие анимации». Еще имеются документальные фильмы, посвященные юбилярам нынешней осени: Юрию Норштейну, Эдуарду Назарову и Гарри Бардину.

«Фабрика мультфильмов» — проект, наиболее любимый организаторами. Преподаватели научат детей всяким интересным штукам: к примеру, можно посетить цех старинных оптических игрушек, или поучиться самому снимать мультики в самых разнообразных техниках – от рисованной и пластилиновой до сыпучей. Там же можно попробовать пошевелить анимационного персонажа на компьютере, сочинять и озвучивать, участвовать в играх-аттракционах, экскурсиях, развивающих мастер-классах, захватывающих опытах. «Фабрика мультфильмов» непосредственно втягивает детей и наиболее азартных родителей в анимационное дело.

Мария Терещенко, второй программный директор фестиваля, добавила: «Кроме нас много кто чего в Москве показывает из анимации, поэтому мы стараемся быть концептуальнее, рассматривать действительно какие-то феномены. Лекции, показы, презентации – это взрослая попытка понять: что в мире происходит с анимацией».

Если для детей придумали утренник мультфильмов, то для взрослых – целых две ночи: «Ночь Победителей» (только зарубежные фильмы, «пока наши не станут получать Оскары каждый год») и ночь Cartoon Network, представляющая большой сериальный блок. Мария особо отметила, что Cartoon Network — остроумный канал, близкий нам, более европейский, не грубый. «Мы не эрудированны в сериалах, «Симпсоны», «Южный парк» — и всё», — с сожалением заметила она. Так вот теперь есть возможность за ночь наверстать упущенное, просматривая новейшие сериалы в кинотеатре «Пионер». Обратите внимание, все совсем новое, что-то даже в Европе еще не показывают и только сейчас работают над озвучкой.

Также в этом году можно условно отметить 50-летие компьютерной анимации. Поэтому не случайно участие в фестивале Исаака Керлова – легендарного человека, работающего в этой области с середины 80-х. Он возглавлял отделение компьютерной графики Disney, а теперь обустраивает анимационную индустрию в Сингапуре. Исаак Керлов привез на московский фестиваль уникальную программу Siggraph, где собрано все самое актуальное, самое модное и поразительное в компьютерное анимации. Именно Керлов заложил основы для всего того, что мы можем видеть сейчас, вплоть до «Рапунцель».

Мария Терещенко с восторгом говорила об абстрактной анимации, участвующей в фестивале, о небывалом уровне свободы аниматоров-экспериментаторов из Японии: «Это новый взлет японской авторской анимации. Они безумны, японцы! И сюжеты их сносят крышу».

Одной из изюминок фестиваля станет приезд Джоанны Куинн с фильмом «Девичник» – английского режиссера-аниматора, веселой, зажигательной, очень профессиональной. Каждое ее творение собирает самые престижные фестивальные награды и неоднократные номинации на «Оскар».

Еще Мария пояснила: вот есть всеми любимый Суздальский фестиваль, который длится 4 дня, и за эти дни надо отсмотреть много, а времени на разговоры мало, поэтому пространство в Москве все-таки необходимо – чтобы делиться опытом, говорить, или прийти начинающим специалистам посмотреть, чем занимается и болеет анимация, кто ей сейчас особенно нужен.

Анатолий Прохоров бодро заявил, что его, как человека не ангажированного, ничто не связывает с этим фестивалем, кроме любви к двум женщинам – Дине и Марии – и тому, что они делают. Он сказал, что БФМ – это большой, значимый, беспрецедентный фестиваль в Москве относительно других видов искусства, так как другие фестивали за границей стали рабочей фабрикой культурной антропологии, исключение составляют только Канны. Прохоров развлекал публику жизнерадостными высказываниями, как-то: «80% продюсеров – профнепригодны! Хочется вывесить значок опричника с головой собаки» или «Есть идиотский фестиваль «Золотая рыбка», есть коллеги, которые коллегами не являются – не шикайте на меня, я известен своими конкретными точками зрения».

Одним из центральных событий фестиваля является работа выставки-школы PRO-animation. Три дня будут посвящены разным темам: сериалам, работе мультипликационной студии и ее подводным камням, а третий день – полемический, образовательный, со многими разговорами и спорами.

Организаторы посетовали, что в этом году не удалось создать особую площадку с медийным софтом и всякими устройствами, где проводилось бы беглое обучение, как этим всем пользоваться, но пообещали реализовать идею в следующем году при благополучном стечении обстоятельств.

К этому моменту из журналистских рядов очаровательная Дина Радбель в ужасе и восторге выпалила организаторам, что они всех просто убили таким масштабным фестивалем и теперь люди будут метаться и разрываться, пытаясь охватить всё, бегая от одной площадки Москвы к другой, а 70% программы – вообще для людей больных, насмотренных, профессиональных, как минимум, для искушенной публики. Но организаторы успокоили заволновавшихся людей, пояснив, что каждый фестивальный блок имеет четкую целевую аудиторию: дети ранжированы по возрасту, а среди взрослых они могут описать каждого человека, на которого рассчитана та или иная программа. «Есть «молодое, витальное», есть «старое, ворчливое» — кто куда пойдет. Одна особенность: программа все-таки во многом нацелена на молодежь, а молодежь нынче вполне искушена. Тем более, как говорится, за МКАДом жизни нет, культура туда не доходит, как и мероприятия, адресованные определенному зрителю, поэтому мы так радеем за существование данного фестиваля», — обосновали нам из-за организаторских столиков.

Напоследок, девушка Вика рассказала про благотворительную бесплатную программу: 6 кинотеатров для детей («Салют», «Вымпел», «Юность», «Художественный», «Молодежный», «Полет») гостеприимно откроют двери, все приглашения уже отправлены. В прошлом году с детьми занимались профессионалы, юные участники фестиваля сами писали рецензии, сидели в первых рядах, выходили на сцену, с ними общались журналисты. Приезжали школы из Рязанской, Тульской и других областей, были дети из творческих студий при воскресных школах. Свободных мест в ежегодной благотворительной программе от фестиваля просто не остается. Вообще же, билеты будут стоит от 50-ти рублей, а Pro Animation и «Фабрику Мультфильмов» объединяет единый билет на день за 300 руб.

И на десерт Маша Терещенко вспомнила, что за полчаса до пресс-конференции узнала программу мексиканской анимации, которая до последнего момента была под вопросом. Это экзотическая часть фестиваля, она снята любопытно, смело, авангардно, очень безбашенно, однозначно детям после 16-ти, абсолютно без влияния индустриальной анимации, этакий молодежный отрыв. Организатор заговорщически поделилась, что уже видела один очень стильный и откровенный фильм – не порнографический, конечно, но совсем эротический, в Европе и США такого почти нет, необычный взгляд на пикантные вопросы. Название, к сожалению, еще с испанского не перевели, Маша не смогла его вспомнить и в ответ на заинтересованные вопросы оживившейся публики посоветовала смотреть мексиканскую программу: мол, там-то всё увидите обязательно. Что ж, безусловно, придется идти!

Полная информация и программа фестиваля на сайте http://www.multfest.ru/rus/

Текст: Ева АДАМОВИЧ, фотографии — Наталья КАРАКОВСКАЯ