О Джеймсе Ченсе трудно не писать банальности, поскольку немногочисленная русскоязычная информация о нём дублируется на множестве сайтов и постепенно внушает, программирует… Но один штамп всё-таки хочется воспроизвести. Во многих статьях говорится, что «когда у него еще не было своей группы, Джеймс Ченс приходил с саксофоном на концерты других музыкантов, врывался на сцену и начинал играть. За что неоднократно бывал бит. Но это его не останавливало».
Представляете себе такую картину в каком-нибудь панк-клубе, где по определению все обторченные или пьяные — включая Ченса? Лично я представил настолько, что написал целый рассказ, посвящённый Джеймсу Ченсу, под названием «Иисусу, до востребования».
Джеймс Зигфрид (Ченс), перебравшийся в Нью-Йорк из Милуоки, создал свою группу в 1977 году. Кроме Ченса в неё вошли гитаристка Пэт Плэйс, гитарист Джоди Харрис, басист Джордж Скотт III, барабанщик Дон Кристенсен и клавишница Адель Бертеи. Вскоре «Contortions» («Искривления») выпустили дебютный альбом «Buy», где наиболее известной песней стала «Contort yourself» («Искриви себя»). Однообразный басовый рифф, атональные звук гитары и саксофона, ровный ритм ударных, бешеные вопли вокалиста, призывающего к самоуничтожению — вот, собственно, и всё.
Сборник «No New York», продюсированный Брайаном Ино и полностью выдержанный в таком духе, декларировал новый музыкальный стиль «No Wave» (в устоявшемся переводе А.Кокорева, «никакую волну»), но вообще это было очень похоже на надувательство. Новый стиль был громок, атонален, но, в целом, эта музыка была наиболее логичным продолжением панк-рока, и её играли в те годы все панки, не только нью-йоркцы. Наибольших успехов в жанре достигли, наверное, «Sonic Youth», пронесшие свой яркий индивидуальный стиль от времён «Contortions» до гранжа девяностых годов. Суть направления удачно сформулировал нью-йоркский музыкант Робин Крутчфилд: «No Wave был отрицанием британского панка – Sex Pistols и прочих трехаккордовых групп, которые вели себя как панки, но музыкально отталкивались от рифов Чака Берри».
{youtube}BPb18CzG2gg{/youtube}
В 1980 году, когда движение исчерпало себя, выплеснув всю энергию, и музыканты разбежались, Ченс занялся новыми проектами в русле фанка и фри-джаза. Его коллега по «Contortions» Пэт Плэйс ушла к ноу-вэйв группу «Bush Tetras», а остальные музыканты вошли в состав группы «Raybeats». После смерти от рака своей любовницы и менеджера Ани Филлипс в 1981 году Джеймс поменял псевдоним на Уайт и некоторое время пытался играть экспериментальную музыку с группой «James White & The Blacks». Однако, легенда, запущенная сборником «No Wave», продолжала работать, и в начале девяностых Ченс заново собрал участников «Contortions», также не нашедших счастья на стороне. Репертуар группы состоял практически полностью из старых песен, написанных в те года, когда анархические манифесты их юности ещё были актуальны.
Полный комплект записей Джемса Ченса вышел в 2003 году. Последний состав группы, зафиксированный семью годами позже, почти не отличается от первоначального, лишь Джорджа Скотта III на басу сменил Роберт Эйрон.
{youtube}KhRi2EtCVZY{/youtube}
Не могу не порекомендовать отличную книгу на сайте магазина «Гилея», переведённую на русский язык Александром Умняшовым — «No Wave» Марка Мастерса. В книге много цитат из речи самих музыкантов, которые и знать не знали, что образовали новый музыкальный стиль, а просто пользовались творческой свободой. Пэт Плэйс: «Быть бедным проще — нас вообще не заботило, как мы живем, мы просто делали, что хотели… Мы были горсткой детей, приехавших в Нью-Йорк заниматься своим искусством, а клубы нас объединяли». Джоди Харрис: «Было время, когда мне месяцами удавалось жить на 10 баксов в неделю». Лидия Ланч: «Работать? Вы чокнулись? Увольте. Я платила 75 баксов за квартиру на Двенадцатой улице. Поесть удавалось за два-три доллара в день. Можно было побираться, брать взаймы, воровать, торговать наркотой, работать несколько дней в стрип-баре, если очень уж надо. Не знаю как, но все это было не так уж трудно. Я никогда не работала. Ну, может, однажды, и то — пару недель». Дон Кристенсен: «Мы видели, что происходит с группами из CBGB’s — они переходят на крупные лейблы. Панк и «новая волна» были призваны делать что-то совсем противоположное, но оказывалось, что происходит та же гнусь. Нам это было отвратительно — все эти шмотки, заигрывания с бандитами, с истеблишментом. Мы же объединялись на той почве, что мы были Художниками». Рой Тракин (журналист): «Я не знаю никого, кто бы мог предположить, что No Wave может превратиться в коммерческий жанр».
Фото: Джеймс Ченс в клубе CBGB, facebook.com/JamesChanceOfficial
Comments are closed