Герои панк-рока по средам, ч.43: Пекиншка патка (Сербия)

«Пекиншка патка» («Пекинская утка») — первая и, пожалуй, лучшая сербская панк-группа, собравшаяся в 1978 году в городе Нови-Сад. За три года эти ребята похоронили Иосипа Броз Тито и перевернули с ног на голову всю югославскую музыку.

{youtube}mR8_mbifCY0{/youtube}

Всё началось с того, что выпускники инженерно-машиностроительного факультета Новисадского университета решили создать группу и искали вокалиста. В это же время 25-летний школьный учитель Небойша Чонкич, в свободное время выступавший в любительских кавер-группах, решил провести лето в Лондоне, где совершенно неожиданно для себя стал свидетелем концертных выступлений «The Clash», «Rich Kids», «Magazine» и других классиков британского панк-рока. Вернувшись на Родину, Небойша понял, что обычным человеком он уже не будет никогда.

{youtube}4FcTWksQqdg{/youtube}

База группы работала в режиме конспиративной явки. Кроме Чонкича участниками банды стали гитарист Сретен Ковачевич, басист Сбрислав Добановачки и барабанщик Ласло Пихлер; позднее к группе присоединился второй гитарист Бошко Просинека. В декабре, во время первого официального концерта долго сдерживаемая энергия вырвалась на свободу: после исполнения матерной кавер-версии югославской комсомольской песни власти попытались разогнать две сотни агрессивно настроенных слушателей, а «Пекиншка патка» тут же стала звездой городского масштаба. Стены Нови-Сада покрылись граффити «Чонта — Бог», а лидер группы стал при любой возможности троллить в СМИ комсомол и партию, называя «Пекиншка патка» то «первым православным панком», то «самым большим событием югославской музыки». Концерты группы регулярно отменялись, а сама она становилась всё популярнее и, в конце концов, благодаря несогласованности цензурных органов засветилась на югославском телевидении. После этого игнорировать её было уже невозможно, и в 1979 году студия «Юготон» выпустила первый в истории стран социалистического блока панк-сингл, проданный тиражом 35 000 копий.

{youtube}HZ0dTYAVMkQ{/youtube}

В 1979 году группа оказалась в центре нового скандала, когда на праздновании окончания Второй мировой войны их друзья из группы «Гомила Г» («Куча дерьма») исполнили песню «Боже храни Мартина Бормана», а Чонкич с товарищами надували презервативы и бросали их в толпу слушателей. Всё закончилось тем, что басист «Кучи» Борис Ословчан вошёл в состав «Пекиншка патка». Как раз к этому времени Иосип Броз Тито начал интенсивные попытки ухода в мир иной. Это имело прямое отношение к «Пекиншка патка» — готовясь ко смерти вождя, «Юготон» не торопился выпускать их альбом «Плитка поезија» («Мелкая поэзия»), а когда диск всё-таки вышел, то его удалось продать тиражом всего лишь 15 000 экземпляров. В конце 1980 года группа отметилась ещё одним скандалом, устроив на своём концерте сожжение газеты «Борьба» (югославский аналог «Правды»). Со страниц прессы посыпались требования запретить группу, что стало для Чонкича поводом для ликования.

{youtube}lnVIzxRq9dk{/youtube}

Неудача первого альбома, ставшего со временем классикой панк-рока, заставила музыкантов в корне изменить состав и стиль. Сретен Ковачевич открыл в себе таланты саксофониста, и вскоре покинул группу. Вместо него на гитаре стал играть семнадцатилетний Зоран Булатович, новым басистом стал Маринко Вукманович, а Ословчан и Просинека ушли из коллектива. Сначала «Пекиншка патка» с успехом объездила с концертами Боснию, после чего записала кавер-версию песни популярного исполнителя Драгана Стойнича «Bila je tako lijepa», изменив в ней слова. Новый материал, вошедший в альбом «Страх од монотоније» («Страх монотонности»), был явственно навеян «Cure» и «Joy division», но мода на эти группы в Югославию ещё не пришла, и публика встретила новый материал с недоумением. К маю 1981 года продалось всего 8000 пластинок. После этого Чонкич был призван в ряды Югославской армии, и группа вынужденно распалась. Демобилизовавшись, Чонкич понял, что его время ушло, и в 1994 году эмигрировал в Канаду.

В 1997 году Croatia Records, будучи правопреемником «Юготона», переиздала два альбома «Пекиншка патка», в 2006 году их примеру последовала и Serbian Multimedia Records. Последовавшая спустя два года реанимация группы получилась более чем успешной (барабанщика Ласло Пихлера заменил Роберт Радич). В 2010 году Сретен Ковачевич неожиданно обратился в суд с претензией на использование Чонкичем названия группы и исполнение написанных им композиций, но отсудил только одну песню.