Герои панк-рока по средам, ч.57: Naked city (США)

Если панк-рок это игра, то кто в неё только не играл! Много случилось интересного на этом поприще, но почему-то, в основном, в США, и, в большинстве случаев в Нью-Йорке. Чаще всего причиной этому был знаменитый клуб CBGB, в котором выступило не одно поколение американских (да и европейских) экспериментаторов со звуком, но случались и исключения.

Американец еврейского происхождения Джон Зорн исполнял авангардную музыку в самых разных жанрах — от джаза и академической музыки до клезмера. Было бы странно, если бы он не попробовал поэкспериментировать с роком, и Джон попробовал. В 1988 году для музыкальных опытов была собрана специальная группа со стандартным набором инструментов, исполнителями-виртуозами и абсолютно нетривиальным подходом. Взяв в качестве источника вдохновения музыку из мультфильмов, ансамбль Зорна стал создавать сверхкороткие композиции, на протяжении которых с бешеной скоростью сменялось множество музыкальных тем в разных стилях, причём каждый такой фрагмент длился буквально один-два такта и, в большинстве случаев, тут же заглушался бешеным нойзовым грохотом и адскими воплями зорновского саксофона. Неподготовленный слушатель не в состоянии выдержать такую музыку ни минуты, а подготовленный после «Naked city» некоторое время не может ничего слушать вообще.

Особый колорит группе придавало то, что Джон провёл несколько лет в Японии, изучая тамошнюю музыку и пытаясь смешивать её с джазом и еврейскими мотивами. Это привело к тому, что в «Naked city» на правах специального гостя участвовал некто Ямацуко Ай, чья функция заключалась в жутких воплях (хотя по концертным записям видно, что иной раз Зорн мог дать ему фору). Джон откопал этого парня в Японии в составе местной панк-группы «Boredoms», после чего дела у Ямацуко пошли в гору, и он даже выступил со своим коллективом на фестивале «Lollapalooza». Затем участником «Naked city» стал один из лидеров американской DIY-сцены Майк Паттон, больше всего известный в качестве вокалиста металлической группы «Faith No More». 

Альбомы «Naked city» были один удачнее другого. «Grand Guignol», к примеру, состоял из изувеченных произведений Дебюсси, Скрябина и других классических композиторов, а в альбоме «Absinthe» звучали стихи Бодлера, Верлена и других поэтов декаданса. В оформлении пластинок Зорн стремился использовать медицинские архивы XIX века, съёмки казней, фотографии трупов и сюжеты, связанные с БДСМ. К примеру, самоназванный альбом «Naked city» украшала фотография мёртвого бандита и рисунки в стиле ужасов Маруо Суехиро — далеко не последнего манга-художника. Итогом спора о вкусах стал разрыв контракта с Nonesuch Records и основание Зорном собственного лэйбла Tzadik. Интересно, что при всех этих кровавостях и ужасах Джон Зорн производит впечатление на редкость приятного и доброго человека, выглядящего намного моложе своих лет.

Критики были в восторге от «Naked city» и окрестили стиль группы «джаз-кор». Впрочем, к 1993 году Джон Зорн устал от панк-экспериментов и перенёс свои эпатажные выходки в национальную среду, основав движение «Радикальная еврейская культура» и музыкальный проект «Masada». Если не считать краткого возрождения в 2003 году, больше «Naked city» не возобновлялся.

{youtube}UfwhG1KtQp4{/youtube}