Герои панк-рока по средам, ч.58: Лютый Овчинников (Украина)

В 2003 году в украинском роке произошло оставшееся почти незамеченным событие: музыкальный коллектив «Лютый Овчинников» выпустил единственный альбом под названием «Злыдни» — тиражом 500 экземпляров, не предназначенный к продаже.

Содержание диска очень чётко делилось на иронический панк-рок с большим количеством мата, выпендрёжную любовную лирику а-ля пост-панк и пародии на попсу. Всё это — вперемежку на украинском и русском языках. Отдельных слов заслуживает и оформление: чёрно-белые фотографии многочисленных участников проекта, кровавые отпечатки пальцев, бритвенное лезвие и гордая надпись: «NO SPONSORS. NO PRODUCERS. NO MANAGERS».

К сожалению, диск удостоился всего двух незаслуженно прохладных рецензий в Интернете и, по-видимому, забыт. По счастью, годом позже меня случайно занесло в гости на Beast Street Records (в честь Зверинецкой улицы), где я стал обладателем этой пластинки. Кстати, отвлекаясь от темы: я убеждён, что Земфира Рамазанова хотя бы раз побывала на студии инкогнито — иначе невозможно объяснить её строчку «мой приятель любит водку и самолёты», однозначно раскрывающую личностные особенности звукооператора Геннадия Дьяконова.

{youtube}ZBXsQUvXC3Q{/youtube}

По счастью, творческая биография Алексея Овчинникова подробно изложена им самим на персональном сайте — остаётся лишь кратко её пересказать. Начинал он в панк-группах «Джульетта и Духи» и «Дети Николая Ежова» (1992-1995), после чего последовало ещё несколько проектов, каждый из которых распадался до того, как успевал сделать что-то более-менее цельное. И хотя совместный с гитаристом Александром Лютым диск «Злыдни» не задумывался как отчёт за 10 лет, на нём содержится множество отличных песен, написанных Овчинниковым в девяностые годы — «Анджела», «Голова». Да и новые не хуже — «Мар’яна дуже любить геш», «Знову осінь в місті» и совершенно невозможная «Вьебелеи». Юмору и таланту киевлянина остаётся только позавидовать: олдскульный панк-рок подан с большим вкусом.

Интересно, как сам Алексей Овчинников говорит о взаимоотношениях украинского панк-рока и русскоязычной поэзии в своих песнях:

«…Как раз тогда ярко нарисовался украинский рок-н-ролл во главе с «Братьями Гадюкиными» и «ВВ» – двумя абсолютно разными по сути, но при этом потрясающими группами. Эмоциональный заряд я получил раньше, от знакомства с британским и американским панком. Теперь же я увидел, как это можно сыграть здесь, в Украине. Я чувствовал драйв и веселье «вэвэшников», иронию и сарказм «гадов» — всё это выгодно отличало их от пафосного «русского рока». «Русского» (советского) рока было невероятно много, и тексты на русском языке из-за этого перебора уже просто не воспринимались, сливались в какое-то серое месиво. Это, конечно же, не вина языка, а вина исполнителей. Вся эта словесная муть, умняк… Поэты, хуле. Украинские же тексты на этом фоне выглядели намного свежее для уха, жизнеспособнее, что ли. И они были РЖАЧНЕЕ. Поэтому было в кайф. Позже я вернулся в «среду обитания» и запел исключительно на клятій мові. И это, в общем, естественно: я родился и вырос среди людей, говорящих по-русски, я думаю и говорю по-русски, да и Киев, чего уж там — русскоязычный город. Поэтому я не видел особой проблемы в этом переходе… Не вижу разницы — русский язык, украинский, даже суржик. Но есть хорошие тексты, а есть плохие. Есть прекрасные тексты Сергея Кузьминского, к которым никто из местных рок-н-ролльных текстовиков и близко не подобрался, но есть и куча украиноязычного шлака. «Хороший текст vs плохой текст» — граница в рок-н-ролле проходит здесь, а не там, где её нарисовали те, кому неймётся повоевать».

{youtube}d2MrOHP2_qE{/youtube}

После «Злыдней» Алексей записал на той же студии сингл «Дельфин», но потом в его творчестве наступила большая пауза, прерванная в 2009 году альбомом шестилетнего сына Алексея Овчинникова-младшего «Короткие Песни Маленького Человека». Неожиданно? Пускай! Овчинников-старший: «Я надеюсь, что в памяти у него отложится главное: рок-н-ролл — это весело. Может быть, его это зацепит, я буду очень рад. И лет через десять, когда он выпустит свой «Best Of», в трек-листе найдётся место для (например) «Когда я вырасту большим» или «Пират». А пока — с почином, Лёля!». 

В 2009-2013 годах Алексей Овчинников выпустил ещё несколько вдохновенных DIY-альбомов, а в 2014 году записал саркастическую панк-композицию «Ни единому слову», посвящённую российской антиукраинской пропаганде и персонально Владимиру Путину: «Рыщет по улицам Киева Сектор Правый, топчет ногами матрёшки и балалайки…». Так как новые записи Овчинникова сделаны на собственной домашней студии «Героев Днепра Records», я надеюсь, мы ещё услышим продолжение. Ну а прочесть об этом можно будет в личном блоге Алексея Овчинникова ovchynnikov.wordpress.com.