Цемент «Антология» (Геометрия», 2013)

Эмоциональное введение в энциклопедию творчества группы, застрявшей между востоком и западом.

Вы можете поверить, что в маленькой, но гордой Латвии существует команда, исполняющая настоящий незамутненный русский рок, может быть, даже более русский, чем «Чайф» или Чиж? Вот уже более тридцати лет? А вы ознакомьтесь с антологией музыки «Цемента и вы измените свое мнение. Меняйтесь, люди, и всем будет гораздо лучше! Вообще, надо признать, что в каждой республике бывшего СССР экзистировала, а зачастую,  и поныне там,  достойная и своеобычная русскоязычная группа. «Не ждали» и «Коллежский асессор», «Адаптация» и «Красные звезды», «75» и ExNN, далее по всем пунктам. Но рижская рок-банда Андрея Яхимовича «Цемент» стояла в этом ряду особняком. И сегодня стоит, несмотря на все «объективные» обстоятельства.
Начиналось все мирно, и, как это ни странно звучит, банально. В отличие от расхожего мнения Яхимович, вокруг которого был, есть и будет «Цемент», не является коренным рижанином. Он родился в Ленинграде, но в самом нежном возрасте с родителями перебрался в столицу советской Латвии. И там, взрослея и  мужая, с головой окунулся в рок-н-ролл; после ряда юношеских опытов, в 83-м он вошел в хард-проект «Поезд ушёл», возможно, один из самых недооцененных коллективов русского рока. Правда, оценили его соответствующие органы, внеся в черный  список команд, не рекомендованных к прослушиванию Министерством Культуры СССР.
Из «Поезда» плавно вышел «Цемент», где на разных этапах Андрей сосуществовал с обворожительной вокалисткой Леонорой Гнедлер. Их визитной карточкой стали умопомрачительные версии песен советских композиторов и западный лоск (Рига, поди!), зачастую недоступный большинству наших рокеров. Был абсолютный триумф на русском Вудстоке – фестивале «Подольске-87», выпущена, кстати, хорошая запись того концерта «Цемента». Были гастроли по городам и весям, были длительные каникулы, когда Яхимович работал ведущим на радио. Было возрождение и возвращение в 2012-м на большую сцену, с которой и по сей день они уходить не собираются. Вкратце именно так. И тут оказалось, что  за долгие годы существования и активности, господа-товарищи с берегов Балтики создали не так чтобы много – всего четыре официальных полноформатных альбома, где, соединили студию и лайв, основной материал и бонусы.
Эти альбомы и составили нашу духовно и физически упитанную «Антология» (4CD/DVD). Начнем. CD -1 «С песней пожизненно» (85). Материал, записанный еще в эпоху Латвийской ССР, очень сильно разбодяжен советскими хитами, причем, не теми, что исполнялись на фестивале в Юрмале. «Нет конца» ( «У нас молодых» с подтекстом),  «На зарядку», «В своей любви не разберусь» и, разумеется, ставшие культовыми «Лесорубы». «Привыкли руки к топорам, а только сердце неподвластно докторам, если иволга поет по вечерам» Между прочим, стихи Михаила Танича. К чести Яхимовича и компании, на диске указываются только авторы текстов. Ибо к оригинальной мелодической линии и тем более настроению его опусы отношения не имеют ни малейшего. Тяжелый панк-блюз с истошным вокалом, нервной гитарой и клокочущими барабанами. Собственно, инфернально-брутальный посыл дебютного альбома на долгий срок и стал визитной карточкой рижан. За это их полюбили, за это (некоторые) возненавидели. Но узнавали повсеместно точно.
CD-2 «Тундра» (87) Пластинка с таким северным названием и нравом холодна и сурова, она гораздо более зрелая, целостная и концептуальная, но не менее злая. Только злость эта не истеричная и нервная, а целенаправленная и политизированная. Самые яркие вещи – заглавная, «Авангардизм» и «Собаки гуляют свободно». И, конечно, продолжение работы с советскими шлягерами – на этот  раз  «Комарово» и «Надежда», пять же препарированные до неузнаваемости. В первом случае, удалена слащавая бравурность, во втором – вместо меланхолии неожиданный позитив.
Звук стал более уверенным и цельнозерновым. Более уверенным стал и вокал Яхимовича.  В целом настроение такое, что музыканты все вместе и их лидер, в частности, уже ощущали себя, нет, не звездами, но видавшими виды рокерами, привыкшими и к сцене, и к студии. И явными лидерами рижского рок-клуба. Кстати, именно после выхода «Тундры», ну и  феста в Подольске, разумеется, «Цемент» стали приглашать на радио и телевидение; в города и городишки,  забегая вперед, кое-что из этого, в частности программа «Чертово Колесо», можно обнаружить на DVD комплекта. Интересный момент: диск был записан в подвале рижского завода рыбных консервов KAJA. И тут есть нечто вообще немыслимое: но «Тундра» — диск-то мультимедийный! Там имеются еще аж четыре «внутренних» альбома в формате mp3:- концерты того периода, в Риге, Москве, Новосибирске и Минске. Между прочим, последний, в ДК им. Дзержинского,  называется  «Концерт памяти Джона Леннона» и содержит с одной стороны уважительную, с другой стороны декадентскую версию «Good Golly Miss Molly».
CD 3 «Миграция/Los Plagiatos» (94) Это, пожалуй, два самых странных альбома «Цемента». Начиная с того, что записаны они были в домашней студии Яхимовича, с исполнением им сразу нескольких инструментов и программированием ритм-секции вместо живых барабанов. По сути, прообраз «Воды», чуть ли не на уровне демо, но вкусен и скор. Ах, как радует «Куплю себе черную шляпу» из репертуара Аркадия Северного (оригинальный текст немного изменен). Ну как такое не издать! А ведь некоторые ругали: куда, Андрюха, в кабак качнулся! Так ведь и Североный по сути главный рокер — среди шансонье. Los Plagiatos, бонус-альбом, еще более экспериментален, с реальными сэмплами иных эпох, белоэмигрантским и ресторанным флером, западным саунд-ароматом, и явным желанием поломать всяческие рамки.
CD 4  «Кругом вода» (96). Альбом, вышедший два года спустя «Миграции», и частично его повторяющий,  серьезно, и это логично, отличается от того, что было сделано в 80-х.. Достаточно сказать, что  записан он был и свет увидел уже в совсем другой стране. Хотя и в том же городе. Название – это припев песни «Как провожают пароходы?», опять же советского кавера. Но звучащего кардинально иначе, чем былая лоботомия песен  с пластинок «Мелодии». Альбом записан на MMBand-Studio, очень профессионально и с неожиданно легким  и даже прозрачным звучанием. Стилистически – это неоднозначная попытка скрестить блюз и шансон, щедро приправив крестника кантри.
Очень сильные вещи –  «Ночные буги», «Я напьюсь» и «Пиковая дама», и куда же без «Маньки». Примечательная деталь: «Кругом вода» издавалась на аудиокассетах ограниченным тиражом. Теперь же он усилен бонус-треками: концертными вариантами основных композиций,  записанными в рижском клубе «Саксофон» в 2000-м. С шикарным звуком, иронией и драйвом. Мэтры, однако!
Добрались и до DVD.  «По чесноку». Основа диска с вампирским названием — 20-летний биллей «Цемента» в рижском клубе «Spalvas Pa Gaisu»  8 мая 2005-го. Ну что сказать? Только все лучшее, исполненное взросло и хлестко. Русское — по-западному. Один оркестр «Кексы» с дудками и банджо чего стоит. Причем, я бы первое место отдал позднему анонимному номеру «Жора, подержи мой макинтош». Далее несколько хаотичный микс – неоднозначная программа «Чёртово колесо»  1989-го, интервью Ильи Смирнова и Марины Тимашевой с несколько русофильским пикированием Раймонда Паулса, клип на «Тундру» (тоже спорный) и не менее спорный клип на  «Серенаду» (режиссер Илона Яхимович). Плюс – «120 рублей», записанная  в Club «Friends» (Рига) 8 июня 2012-го.
Последний полноценный участник издания – пухлый буклет. Его характерной деталью можно признать большое количество сканов оригинальных статей, репортажей, интервью, и, разумеется, фотоматериалов. Неравнодушным меломанам (а для чего иным вообще эта антология?) будет интересно  ознакомиться с внешними (и внутренними) изменениями, которые происходили с Яхимовичем и его музыкантами на протяжении десятилетий. А также массу полезной и порой неожиданной информации.
Такая энциклопедия. Рига далеко, Рига рядом.