«Мадам Люлю, я вас люблю!» снова зазвучит в России

Известная по участию в коллективах «Браво» и «SHAKE!», а также шоу «Борис Моисеев и его леди» артистка Ирина Епифанова выпустила альбом винтажной музыки. Диск вышел зимой 2016 и представляет собой реконструкцию песенок другой известной в своей время артистки оперы и оперреты Изы Кремер, записей от которой, практчиески, не оcталось. Современным слушателям она наиболее знакома по песне «Мадам Люлю, я вас люблю!».

Корреспондент Агафонова Яна встретилась с Ириной и пообщалась об истории создания этой реконструкции.
— Почему вы решили сделать эту реконструкцию?

В 97-м году меня пригласили выступить на закрытом мероприятии Paco Rabanne, когда он привозил в Москву свою Железную Коллекцию. Я исполняла песни из кинофильмов 20 и 30-х годов. В основном это был Исаак Осипович Дунаевский. На этом вечере я познакомилась с историком моды Александром Васильевым. Мы очень интересно пообщались и он обмолвился об Изе Кремер. « Вы, конечно, не знаете такую певицу, но мне кажется, что вам подойдет ее репертуар» — сказал он. Думаю,что он очень проницательный человек и это его «программа» тогда сработала. На тот период времени я действительно не знала, кто такая Иза Кремер. У меня были записи Изабеллы Юрьевой и Клавдии Шульженко, но Кремер была еще раньше, и ее имя услышала впервые. Ведь на тот момент я занималась в основном рок-музыкой.
— Но Васильев в вас поверил.
Да. В тот же вечер он предложил мне ознакомиться с партитурами. Мы обменялись контактами и через пару месяцев он прислал мне часть нот и написал: «Пойте на здоровье». Я их посмотрела и ничего не поняла. Не хватало образования. К тому же без собственного любопытства я этого не сделала бы никогда. В 2000 году я поступила в ГИТИС на факультет эстрады. Людмила Ильинична Тихвинская, которая вела историю эстрады, на своих лекциях рассказывала, что театральный актер развивает характер своей роли по ходу пьесы, а эстрадный исполняет номер. Также она рассказывала про первых русско-язычных шансонье Изу Кремер и Александра Вертинского. Ведь до них были в основном цыганские, народные и кабацкие песни, а первые русские шансонье писали для себя песни сами. Я изучала это все и это был мой путь в подаренные партитуры.
— Как вы восстанавливали вокальную манеру?
Иза Кремер успела записать при жизни всего три песни из своих авторских работ. Я слушала их, но перед записью, принципиально этого делать не стала. Хотела своих проявлений. Когда я послушала свою запись, сначала мне все не понравилось. Но было бы странно , если было бы наоборот. Но у меня не было цели подражать Изе Кремер. Это можно было сделать, но тогда это была бы уже не я. Даже мое волнение, и поэтому частое дыхание, которое теперь навсегда осталось в записи -это я.
— Да. Было бы фальшиво. Вы здесь,а она там.
По чувствам это было бы фальшиво. Поэтому и решила спеть по своему, академическим вокалом в эстрадной манере. К тому же я никогда не претендовала на академические лавры. Потом, однажды, ночью меня разбудил «голос свыше» и я поняла, что надо дать третий объем. Потому что слушая старые записи, мы всегда слышим патефонные шумы. Тогда мне пришла в голову мысль проявить себя как режиссер. Когда я училась в ГИТИСе, наш мастер Юрий Михайлович Авшаров всегда просил меня оформлять наши этюды какими-либо киношумами, мы были телевизионным курсом. Я подумала ,что внести такой прием в запись будет уместно. В конце концов, эта реконструкция — посвящение моим мастерам.
— Как шел сам процесс работы? Ведь на него ушло 16 лет.
У меня были и попытки сделать это раньше, но всё не получалось. То я не могла найти хорошего пианиста, то личные обстоятельства мешали. То пианисты находились, но хотели баснословных денег. Я была в поиске. В 2014 году Вячеслав Юрьевич Шмыров пригласил меня выступить на вечере памяти Татьяны Лиозновой и пригласил сыграть для моего выступления молодых музыкантов. И уже на репетиции поняла, что именно с этими ребятами все получится. Я сразу предложила пианисту Евгению Баженову этот проект. С молодежью как-то легче получается общаться. Может быть, потому что я являюсь художественным руководителем по творческим вопросам молодежи в трех объединенных ВУЗах. Мы репетировали раза три с Женей, на тот период у меня меня не было новых ролей в театре Киноактера, то есть было свободное время. Я вспомнила студию «Снегири» с роялем и позвонила туда. Звукорежиссер Михаил Габолаев, рок- музыкант, подтвердил,что рояль есть, хоть и ему уже сто лет. Я ответила: «Шикарно». А Миша добавил,» правда он немного расстроен». Я говорю: «Еще лучше». Это звучание того времени,1900х годов. Мы приехали и сразу записались. Потом, отдельно на танго и вальсы, Евгений пригласил ансамбль. Ребята оказались большим стимулятором для меня. Я сразу сказала, что работой не обеспечу, но путевку в жизнь могу дать. Они талантливые, а талантливой молодежи нужно помогать.
— Вертинского запомнили, а Изу Кремер почти не помнят, хотя они выступали в одно время.
Ее вообще очень мало кто знает. Вертинский вернулся в Москву, поэтому его помнят. Он оставил много записей. К тому же он был не совсем певцом, а актером. Кремер эмигрировала, и ее биография очень размыта. Думаю, что она была нелегалом. Исторический факт ее приезда инкогнито в Тегеран, на встречу трех глав государств в 1943 году – Черчиля, Рузвельта и Сталина, и выступление лично для них с песней » Замело тебя снегом, Россия», это о чем-то говорит. У нас были нелегалы во время Второй Мировой войны, но Берия дал приказ, чтобы их не рассекречивали.
— Как вы сейчас чувствуете себя теперь, когда этот проект завершен?
Хочу продолжать дальше. По этому материалу у меня есть еще идеи и мы это уже обсудили с Евгением. В этот альбом вошло не все.
— А какое может быть будущее у этого альбома?
Я не знаю. Я записала просто потому, что очень давно хотела спеть эти песни. А без желания , делать бы не стала. Думаю, что это не массовая вещь. Конечно, этот альбом, в первую очередь для коллекционеров и людей интересующихся Серебряным веком . Хотя, конечно, и человек далекий от этого может заинтересоваться тем, что было до современной музыки. Ведь даже Клавдия Шульженко брала манеру Изы Кремер для исполнения. И Фаина Раневская изображала ее, в одной из своих ролей в фильме » Александр Пархоменко», когда курила, играя на пианино. В наши первые встречи с Васильевым я приобрела его книгу «Красота в изгнании», мне тогда было интересно изучить волну первой эмиграции. Мне кажется, те культурные ценности, которые развивали наши творцы и меценаты той эпохи, еще окончательно не изучены даже. А со временем это может все потеряться . Так вот лучше, чтобы некоторые вещи, все-таки, не терялись.